Главная » 2009 » Сентябрь » 8 » Савватий, архиепископ Киевский и всея Украины. Спасет нас духовное единство
18:56
Савватий, архиепископ Киевский и всея Украины. Спасет нас духовное единство
Наш сайт публикует текст статьи архиепископа Киевского и всея Украины Савватия, предоставленный С.Е.Деевым.
 
ГИХСБпн

«Ясен ли смысл того момента, когда русская церковь раскололась? Собраны ли все фактические материалы, могущие объяснить саму сущность этого чрезвычайного явления? Выяснено ли духовное различие между старообрядчеством и господствующим исповеданием, различие именно духовное, а не обрядовое, различие мысли и жизни, а не внешних случайных одеяний? Освещена ли с достаточной ясностью и полнотою старообрядческая мысль и отведено ли ей надлежащее место во вселенском вечно незыблемом православии?»

В.Сенатов.

Многочастно и многообразно во все времена исторического процесса старообрядчества, к сложным его явлениям духовной и общественной жизни обращались пристальные взоры мудрых мужей, сочувствующих старообрядчеству и поддерживающих его трудные поиски; так и его противников враждующих на него. Такой альтернативой к старообрядчеству послужило то, что сам фактор вселенского становления старообрядчества возник не на пустом месте, его не создал в «созерцающей лени» русский мужик и не навеян он как «сон золотой» социалистами. Но феномен старообрядчества духом кротости явился на Руси. Виною всему во множестве послужил личностный духовный опыт русских подвижников, который и сделался тем прочным основанием, в архитектонике мировоззрений старообрядчества, его искренних убеждений в правоте и исповедании древлеправославной апостольской веры.

Во времена «боголюбцев» идея Святой Руси, казалось, готова была преобразиться в реальность. Мечта о святости русского народа не покидала его вдохновителей, духовное единство всего народа виделось им в творческой молитве за божественной литургией, которая должна была совершаться ежедневно во всех храмах по всей Руси. За литургией во время преложения Святых Даров на один час сходит на землю Царствие Божие и каждый человек должен был сознательно причащаться Святыми Дарами, и мерить свою жизнь по евангельским заповедям, как тому учит нас в Святом Евангелии Господь наш Исус Христос: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любов имате между собой» (Ио. зач. 49).

Такой Руси вожделели «боголюбцы» вожди старообрядчества, духовные подвижники и исповедники древлеправославной веры, Они не только защищали древние уставы святой церкви, но и проповедью и самой сутью своей жизни учили народ благочестию. Но происшедшее во второй половине 17 века печальное событие, - раскол Русской Православной Церкви, случившееся в царствовании Алексея Михайловича и в патриаршество Никона, приостановило их деятельность духовной и физической расправой.

Таким образом, мечта «боголюбцев» об избранности русского народа, как народа водителя в его апостольской миссии других народов, воплотилась, как видим, в его страданиях и жертвенности за веру Христову.

Ведь и Сам Господь явился с небес не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы пострадать на Кресте и Своим распятием спасти погибающий род человеческий. «Боголюбцы» желали видеть Русь Божьей избранницей, и Господь посетил их желание, призывая действенно последовать Его крестным страданиям: «А ще хто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и последует Мне» (Зач. 35, от Мр).

По примеру святых Его апостол, - и протопоп Аввакум и епископ Павел Коломенский, и диакон Федор, и боярыня Морозова, и тысячи других, - украсили свое чело золотыми венцами мученичества в назидание и пример своим последователям, страдальцам и исповедникам: «Ибо и Христос за вся умре, да живущие не себе к тому живут, но умершему за них и воскресшему» (Кор. зач. 180).

Поэтому никогда не перестанут обращать свои мысленные взоры к старообрядчеству люди умные сердцем, преисполненные страха Божьего и искренней любви.

К примеру, привести писателя Мельникова-Печерского, его книги «На горах», «В лесах»; Всеволода Иванова «Черные люди; творчество Пришвина, Бунина, Горького, Шмелёва, драматурга Николая Островского; из современных, Валентина Распутина, Крупина; художника Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». Великий Шаляпин в свое время часто посещал Рогожскую слободу, центр старообрядчества в Москве, где во время соборной службы слушал и изучал древнее церковное песнопение, чтобы потом использовать его в своем творчестве,

А если говорить об именах именитых, воссиявших от среды старообрядческой, которые своей творческой инициативой во многом способствовали расцвету нашего Отечества в экономической, политической, культурной жизни общества. Их светлой памяти, - эти имена» - в настоящий день хочется произносить с любовью и великой честью:

МОРОЗОВЫ — гордость русской хлопчатобумажной промышленности, потомки владимирских крестьян, Из одного мужичьего корня выросли четыре династии, четыре дела, каждое дело громадное, технически совершенное, качеством своих товаров знаменитое, о рабочих заботящееся. Меценаты. Строили много школ, больниц, домов призрения, и т.д. Известное Морозовское издание богослужебных книг по церковным знаменным распевам. При Никольском храме в Богородске существовал «Морозовский хор». Во многих храмах звонили Морозовские колокола. Морозовы принадлежали к разным направлениям старообрядничесгва.

РЯБУШИНСКИЕ - род купцов и предпринимателей, фамильное дело начинается как текстильное и быстро ставшее многоотраслевым, видные промышленники, банкиры и политические деятели, известные меценаты в храмостроительстве и издательском деле. Оставили нам творческое наследие по изучению древнерусского искусства, в иконном писании, в литературе, науке,

ТРЕТЬЯКОВЫ - русский купеческий род. Владельцы текстильной промышленности, обладатели и производители знаменитого русского льна. Самый известный из Третьяковых, - Павел Михайлович, - собиратель древнерусских икон и произведений искусства, поддерживал художников-передвижников, основатель Третьяковской галереи.

ОВЧИННИКОВ - купец-хлеботорговец, Петр Андреевич, вначале принадлежал к беглопоповскому согласию, известный собиратель старины, древних книг и рукописей, собрал много икон, большую библиотеку. Ныне его собрание (841 ед. хранения) находится в Российской государственной библиотеке. В последующие годы жизни занимался издательской деятельностью.

ШИБАЕВЫ - известный Сидор Мартынович, купец и промышленник, имел всероссийскую известность не только как текстильный фабрикант, но и как пионер Бакинской нефтедобычи и основатель нефтяного общества. Он же был и основателем постройки тверской мануфактуры.

АЛЕКСЕЕВЫ - известные меценаты, общественные деятели. Как для оперы - виднейшее меценатское место в Москве принадлежало Мамонтову, так для драмы еще более важен был Константин Сергеевич Алексеев, такова настоящая фамилия Станиславского.

Режиссер, педагог, теоретик театра, почетный академик Петербургской Академии Наук. Начинал на любительской сцене им организованного «Алексеевского кружка». Впоследствии стал крупнейшим реформатором русского театра. Вместе с Немировым-Данченко организовал МосковскийХудожественный Театр, деятельность которого знаменовала важнейший этап развития сценического реализма. Созданная им «Система Станиславского» оказала огромное влияние на мировой театр,

Но что ещё сказать. Не достанет времени поведать об именах щедрых в благотворительности - это храмосоздатели, иконолюбцы, собиратели и ценители древних икон: Рахмановы, Постниковы, Новиковы, Горюновы, Егоровы, Остроуховы и многие другие. Даром любви и милости служили богадельни, больницы, даровые столовые Бахрушиных, Солодовниковых, Боевых. Саввы Морозова клиника на Девичьем Поле, им сооруженная, представляла собой целый город. Известные ценители и собиратели старопечатных книг и рукописей был Иван Никитович Царский и Алексей Иванович Хлудов. Многочисленные древнерусские жития святых, собранные И.Н. Царским, послужили главным материалом для соответствующих работ В.О.Ключевского и А.Н.Муравьёва. Хлудовское собрание было не менее важно. Жемчужиной его является известная византологам всего мира так называемая "Хлудовская Псалтырь", драгоценный греческий памятник 10 и 11 вв.

Идейным издательством, не для наживы, занимались тоже не мало лиц наиболее известные и крупные: Солдатенковы.

Замечательным собранием картин французских мастеров второй половины и конца 19-го века и начало 20 века обладал С.Л.Щукин. В самом Париже только немногие начинали ценить Матисса, Сезана, а Щукин их уже приобретал.

Известный также Щукинский психологический институт при Московском университете.

Громадное большинство людей жили тогда обязательством, которое было для них наставлением, как правило в жизни: - "богатство обязывает", - и они жили этим правилом, и творили милостиню в щедротстве сердца. Чуяли своим нутром и знали, "что не о хлебе Едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящем из уст Божиих" (Матф. зач. 3). Этот совершенный дар истинного познания был ниспослан им свыше, как хранителям заповедей Божиих, которыми они жили в твердой спасительной вере отцов.

"Тем и мы, - реченное по апостолу - толик имуще облежащь нас облак свидетелей гордость всякую отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем, на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника вере, и совершителя Icyca" (Евр. зач. 331).

Революция смела все и плохое и хорошее. Из нашей духовной и общественной жизни навсегда исчезли династии благотворителей, выше упомянутых имен. Теперь Русская Православная Старообрядческая Церковь лишилась такой мощной поддержки и оставленная на произвол судьбы государственной властью, вначале воинствующим атеизмом, а теперь демократией, влачит полунищенское существование.

Но не забыл ее Бог.

Чтобы глубже вникнуть в суть духовных сокровищ, в которых пребывало и продолжает пребывать и сохранять себя старообрядчество: «Живу же не к тому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего мене, и предавшего себе по мне». (Кор. зач. 203). Поэтому надо вспомнить церковное историческое событие, которое произошло на Руси за сто лет до раскола русской православной церкви, - это «Стоглавый собор», созванный в 1551 году царем Иоанном Васильевичем Грозным, для устроения церковных дел», по настоянию митрополита Макария, одного из замечательнейших, а для того времени и образованнейших пастырей Церкви. Ни один из освященных соборов, что происходили на Руси, ни до «Стоглавого собора», ни после него, не сделал столько блага для русской церкви, сколько сделал один «Стоглавый собор». Все постановления этого собора записаны в книге «Стоглав».

Благодаря своим постановлениям значения «Стоглавого собора» чрезвычайно велико, так как им была сделана сводка всех древних русских обычаев и обрядов, свято хранимых и передаваемых русскими с древних времен. Вместе с тем на соборе русские показали, что они достаточно созрели, чтобы в церковной жизни быть независимыми от греков и освободиться от их опеки, а также, чтобы самостоятельно устраивать свою церковь.

В настоящее время в Украине-Руси нашем независимом государстве, образовалось несколько православных церквей со своими патриархами, что может быть только на радость врагам Креста Господня. Это случилось потому, что нас посетил Господь гневом своим за содеянные нами грехи тяжкие. Где раздор и нестроение, где нет мира и единения, то нужно знать, что здесь пребывает гнев Божий. И если такое разделение в православии станет усугубляться, то есть опасность, что православная церковь снидет в сектантство... Здесь и украинское православие Московского патриархата, и православие Киевского патриархата, и православная автокефалия, и русское зарубежное православие, - со своими патриархами. Затем идут как изгои старообрядцы, мало кому известные и непонятные, часто отпугивающие от себя этой непонятностью, всегда утверждающие, что именно они, их Русская Православная Старообрядческая Церковь — есть единая наследница Святой Христовой Апостольской Церкви со всеми ее догматами, правилами и уставами, которые приняла Русь при крещении от Византии.

Есть ли в настоящее время возможность приостановить этот негативный процесс и возродить в нашем отечестве единую Православную Апостольскую Кафолическую Церковь, с единым патриархом?

Господу известно! Но все же есть одно веское доказательство в пользу Православной Старообрядческой Церкви, - это «Стоглавый собор», - который стал для нашей церкви краеугольным камнем в исповедании истинной православной веры. В постановлениях этого собора отражено все то духовное богатство, чем жила и святилась в благодати Русская Православная Церковь до раскола. Насколько в прежние времена Божия благодать была действенной в ее божиих угодниках, можно судить по святым нетленным мощам, которые нынче пребывают в Киево-Печерской лавре. Их насчитывается более ста, все эти святые, жившие тогда, были двуперстниками, в пример Илья Муромец, и молились по древним уставам и книгам, по которым и теперь совершается божественная служба в Православной Старообрядческой Церкви.

Чтобы возродить в Украине-Руси единую Православную Апостольскую Кафолическую Церковь из имеющихся ныне православных патриархий, то неизбежно основанием в её архитектонике должно быть положено учение древних святых отцов, которое, как мы видим, имеются в постановлениях «Стоглавого собора». И эти постановления мы обязаны с усердием принять и повсеместно внедрять их в церковный обиход, чтобы каждый православный христианин со временем мог вжиться в эти правила всею сутью своей души. И после окончательного принятия постановлений «Стоглавого собора», уже на новом освященном соборе утвердить его, положив этим духовное основание для созидания единой Церкви, простираясь в будущее.

(В 1971 году Русская православная церковь на поместном соборе отменяет свои клятвы на старые обряды, наложенные собором 1666-67г.г. Старые обряды признаются этой церковью православными и спасительными, но возврата к ним не происходит).

Будущая церковь должна быть независимой в своем духовном служении и отделена от государства. Своими молитвами и благословением, благотворительностью и советом, она должна всячески помогать государству и не вмешиваться в его дела. Также и государство должно оберегать церковь и всячески помогать ей в её устройстве, а не диктовать свои условия по примеру Петра I, и не оставлять церковь на произвол судьбы, тогда в гармоническом единении церкви и государства откроются обширные горизонты в осуществлении намеченных целей, - в политических, экономических, духовных сферах, - и в особенности возрождения благочестия и патриотизма в нашем обществе.

Нам вместе придется потрудиться, искать правильные ответы на поставленные жизнью серьёзные вопросы, от верного ответа на которые зависит будущее Украины-Руси.

Что осталось нашему народу в наследие от воинствующего атеизма, когда русский человек принял соблазн душепагубной утопии о построении «светлого будущего» в стране? Этот соблазн поразил нашу землю эрозией неверия в Промысл Божий, из-за чего и лишился спасительной благодати Царствия небесного.

Французский поэт Пьер Жан Беранже в стихотворении, посвященном социал-утопистам, писал:

Господа, если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Мы грезили этим сном и наконец, с Божьей помощью началось наше пробуждение, и видим, какою ценою оно нам достается. Срам и унижение всего русского национального достоинства, везде и всюду — это расплата за поругание нами собственных национальных святынь исконно-православной русской веры: разрушение храмов, избиение священнослужителей, сожжение книг Священного Писания и честных икон. надругательства над правописанием русского языка — все это меч Божий на наши головы. Нищета и пьянство, проституция, предательство, наркомания и бандитизм, совращение малолетних в подворотнях и с экранов телевизоров — все это теперь полонило русскую землю. Когда же придет истинное духовное прозрение через долгое и тяжкое покаяние за содеянное нами нечестие перед Богом, тогда душа русского человека станет ужасаться и тужить, узнав, насколько душепагубны были соблазны безбожия. Лишь таким образом нстрезвнвшись, мы увидим и другое; что, несмотря на соблазн и прискорбные временные испытания, русская душа не погибла до конца в грехах, но провидением Божиим осталась верной своим древним православным традициям, она, как и прежде, готова облачиться во светлый образ Святой Руси.

И это истрезвление уже происходит. Беседуя при случайной встрече с незнакомыми людьми, нередко бывает, что разговор сходится к тому, что надоела всем вульгарщина, пленившая нашу жизнь, повседневно и вездесуще отравляя ее гнилыми отбросами чужеродной нам культуры. Соскучились по своем родном, национальном, что не оскорбляет русский дух. Нашему народу есть что ценить, и есть чему поучиться в своих национальных традициях и не только ему одному, но и другим народам, которые лишь только пожелают прикоснуться духом к несметным сокровищам русской культуры: в вере православной, ее предметной созерцательности; милосердной благотворительности меценатства; политике и жертвенном служении отечеству; искусстве и литературе; физической культуре и медицине; патриотизме и воинской доблести; русском праве и этике; и пр.

Всеобъемлющему развитию и независимому процветанию нашего Отечества способствовала святая Церковь. Жизнь во Христе, исполнение Евангельских заповедей, создают чудные образы добродетели, гражданской доблести и героизма. Как свидетельствует об этом русский патриот, философ Иван Ильин: «Вот она - эта удоборастворимость русской души: способность умилиться без сентиментальности; просить от всей души: закончить грешную разбойную жизнь подвижничеством; Вот она — русская воля к совершенству: способность к монашескому целомудрию, содержимому в тайне; поиски отречения и тишины; простота и естественность в геройстве; верность и стойкость перед лицом мучений и смерти; предсмертная схима русских парей... Вот оно, русское мечтание о полноте и всецелости: это всенародное христосование на Пасху; это собирание всех людей, всех сословий и всех земель русских под единую руку; эта кафоличность веры; эти юношеские грезы о безусловной справедливости; эти наивные мечты о преждевременном и непосильном братстве всех народов. Вот она - эта склонность русского народа взращивать те общественные формы, которые покоятся на братстве или зиждутся жертвою и любовью: приход, артель, землячество; монастыри; человеколюбивые учреждения, рождающиеся из жертвы; монастырский уклад, немыслимый без жертвенной любви к родине и царю...»

Что же нам остается делать, истрезвившись покаянием, уже имея чудные образы добродетели святых русских подвижников, - Возвратиться к жизни о Христе, - к исполнению евангельских заповедей; к единой Православной Кафолической Апостольской Церкви. Освободившись благочестием тяжких греховных уз и не останавливаясь на достигнутом, но ещё больше поработив себя уже добродетельными узами: молитвою и постом, верою несуменною и другою добродетелью, поучаясь всему этому в священных книгах, Каждый християнин обязан на всяком месте и на всякий день благословить своего Творца, совершенствуясь в любви. Лишь бы не соблазниться в вере православной, как прежде, но простираясь духом во грядущее, со страхом Божьим мы достигнем того, что так лелеяли и как претворяли свои желания в народной жизни миротворческой деятельностью «боголюбцы».

«Русь - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил, и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре» (И.Ильин). Это будет обновленная Русь. Новый русский, которого мы видим сейчас и представляем, будет не в сытости плоти, а в силе духовной, - весь русский народ, пребывающий в благочестии посредством познания священных истин Православной Церкви.

И когда в грядущем, Божьим Промыслом, для вселенной откроется душа русского народа во всей её красе миротворческой деятельности, - тогда другим народам, пожелавшим жить во Христе, ничего не останется предпринять, как прийти к нам, в наше общежительство. Что бы в содружестве с нами, обновившимся духовным возрождением, они увидят процветание своей нации в благочестии и вечном спасении. И если мы православные, то обязаны всей сутью своей жизни стать примером во всей своей деятельности, для всех взирающих на нас. Такой жизни нас учит святое Евангелие. Древним христианам язычники удивлялись, - их благочестивой жизни, - и пока мы не можем стать примером для подражания, - значит, мы ещё ложные христиане и льстим себе, Но, как сказал Иван Ильин: «Не каждый человек может стать православным, православие для избранных, православие для утонченной души». Будем же всегда с опаской по евангельским заповедям измерять свою жизнь во Христе и на всякий день пребывать в молитве к Богу.

Чисты страхом Божиим Христовы церкви, славной созерцательностью древнерусских икон, чистотою и строгостью знаменного распева церковных песнопений, древними книгами дониконовской реформы, по которым ныне мы совершаем службу Богу.

Мы желаем, чтобы древнее благочестие вновь ожило в общественной жизни нашей Украины-Руси и основалось на берегах Днепра, где в граде Киеве - матери русских городов. Божьей волей свершилось святое крещение нашей земли. Все те спасительные правила и уставы святых отцов апостольской православной веры, обряды и обычаи древнего благочестия, способствующие обновлению нашей жизни, от начала пребывают непорочными в нашей Старообрядческой Православной Церкви.

Мы должны сохранить, сберечь эту Церковь, то, что осталось от наших предков, ту малую часть неоценимого, богатейшего наследия Древней Руси. И на будущее мы готовы совершать всякую благотворительность, которая будет способствовать утверждению древней Православной Христовой Веры, ставшей виновницей создания нашего славного Отечества, где воссиял целый сонм русских святых.

С возрождением древнего благочестия и наше Отечество восстанет, как пророчествовали наши предки. Вновь возродиться, возникнет как феникс из пепла, воссияет своим славным именем «Святой Руси», где нашим единением, как и прежде останется: «един Бог, едина Вера, едино Крещение... » в том было, есть и будет наше спасение.

Бог мира и любви да сохранит Вас свыше невидимою силою и даст благополучие и процветание стране нашей. Аминь.

 

 

С христианской любовью
 
Смиренный Савватий,
Старообрядческий Архиепископ
Киевский и Всея Украины.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2278 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 6
1 Александр_П  
1
Владыко Святый, скажите, почему Вы называете никониан православными?

2 o_Dimitriy  
0
Зная Владыку Савватия, есть повод усомниться в том, что главный автор и редактор статьи - владыка smile

3 samstar2  
0
Повторение второго комментария удалено

4 Евгений_Иванов  
0
Вот видите, ИринаЮ Деев нас не обманул. В реале, это будет уния и не на позициях Стоглава. Сливают РПСЦ, как Вас и предупреждали.

5 nita  
0
Статья занимательная, но идея о создании Единой Православной церкви в Украине-Руси утопична и в конечном итоге, принесет много вреда нашей Древлеправославной Церкви.

Интересен никонианский стиль изложения мысли.

И почему-то Киев назван матерью городов руских, хотя до этого было наоборот?


6 Прохожий  
0
Ясно одно: тот кто это состряпал- не друг РПсЦ.
Пусть владыка это прочитает и гонит такого лжепопечителя подальше. И не забудет " ложки в храме пересчитать".

Господи Исусе Христе Сыне Божии Спаси и помилуй нас грешных!


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]