Главная » 2010 » Февраль » 11 » Сегодня - память святых Соловецких мучеников, за древлее благочестие пострадавших
18:50
Сегодня - память святых Соловецких мучеников, за древлее благочестие пострадавших
29 января (11 февраля) совершается память свв. мч. и исп. Архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших.
 
 
 
 
Соловецкие страдальцы. Современная старообрядческая икона. В центре - архимандрит Никанор
 

Тропарь и кондак страдальцам Соловецким

Тропарь, глас 4
 
Соловецкого монастыря преподобномученицам новым, пострадавшим за Христа. Земных благ возненавидели есте и Небесного Царя Христа, Сына Божия, возлюбили есте, многообразныя раны претерпели есте и кровию своею Соловецкий остров вторым освящением освятили есте, венцы от Бога Яве приясте, о нас молитися прилежно, блажени, память всепразднественную вам совершающим.

Великий Никаноре, Христу, Сыну Божию, сострадальче, молися, умирити паству и люди, Той бо есть верным утверждение.
 
 
Кондак, глас 2.
 
Разумом на враги мужески вооружившееся, и вся тех сети разрушисте, и победу свыше приемше, земнаго царя не послушали есте, и Никоново злое мудрование под ноги свои попрали есте, и Владыце всех Христу, Сыну Божию, молитеся, святи мученицы, всехвалнии, единомысленно вопиюще: «Коль добро и красно еже бытии з Богом».
 
Тропарь и кондак Соловецким мученикам были опубликованы в книге: Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. – СПб.: Изд-во СПбУ, 1998. – 332 с. – С. 127-130.

В предисловии к ним автор пишет: «Нами обнаружены два неизвестных ранее текста, посвященных теме разгрома Соловецкого монастыря царскими войсками в 1676 г.: тропарь и кондак соловецким инокам («память») и отписку 1680 г., сохранившую рассказ стрельца, присланного на службу в Соловки после разгрома монастыря.
 
«Память» соловецким инокам находится в рукописи конца ХVШ в. (РГБ. Собр. Барсова. Ф. 17. № 654. 4°) среди текстов ранней старообрядческой традиции: в этом сборнике, обнаруженном И. М. Кудрявцевым, находятся два фрагмента одной из ранних редакций Жития Аввакума, редчайший список первоначальной редакции Жития Епифания, челобитная инока Авраамия царю. (Описание рукописи см.: Д е м к о в а Н. С. Житие протопопа Аввакума. Л., 1974. С 57; Дробленкова Н. Ф. Ранняя редакция Жития Епифапия // ТОДРЛ- Т. 29. Л., 1974. С. 228.)
 
Такое литературное окружение текста «памяти» позволяет высказать предположение, что тропарь и кондак были написаны в близкий период времени, вскоре после разгрома восстания. Кондак «хвалит» казненных иноков за сопротивление: они «разрушили сети» врагов и попрали «Ннконово злое мудрование под ноги свои». В ряду основных доблестей соловецких монахов «память» называет их «непослушание» самому царю: «земнаго царя не послушали есте».
 
Отношение к царю позволяет датировать текст «довыговским» периодом старообрядческой литературы: компромисс Выга с царской властью делает невозможным предположение о выговском происхождении текста. Профессиональное же владение формой молитвословия — его «правильный» ритм, синтаксис и стиль, обнаруживают в авторе «памяти» настоящего литератора, начнитанного книжника. Казненные иноки названы в «памяти» «новыми преподобномучениками», что не только свидетельствует о несомненной связи текста с XVII в., но и позволяет думать о написании «памяти» до казни Никиты Пустосвята, до стрелецких казней, до казни Аввакума и его единомышленников в Пустозерске, т. е. до 1682 г. Таким образом, рукопись Барс. 654 сохранила уникальный пласт одновременно — в пределах 5-6 лет—написанных произведений.»
 
Материалы предоставлены иереем Русской Православной Старообрядческой Церкви Иоанном Курбатским (Калуга)
Русск
 
Категория: Даты | Просмотров: 2164 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]