9 марта 2017 года в Даниловом монастыре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода РПЦ. Помимо иных вопросов, Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному употреблению тексты "Чина, како приимати от глаголемых старообрядцев, в соединение с Православной Церковию приходящих" и "Последования исповеданию и разрешению грехов тех, иже от Святыя Церкве в глаголемое староверие отпадоша". Тексты были представленные Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством под председательством председателя ОВЦС, митрополита Волоколамского Илариона.
Тексты чина и последования были опубликованы на официальном сайте Московского Патриархата. Скачать и (или) посмотретьих можно по ссылкам ниже:
"Чин, како приимати от глаголемых старообрядцев, в соединение с Православной Церковию приходящих"
"Последования исповеданию и разрешению грехов тех, иже от Святыя Церкве в глаголемое староверие отпадоша"
Для единоверческих приходов РПЦ (МП) будет подготовлена отдельная редакция чина и последования, подготовить также поручено Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. разработать редакцию утвержденных текстов с учетом специфики их применения в старообрядных (единоверческих) приходах Русской Православной Церкви.
Отношение синодальной церкви к вопросу о приеме старообрядцев изменялось с течением времени. Так, в 1722 году Святейший Синод постановил родившихся в расколе «от попов крещенного не крестить, а крещенных от мужика простого крестить, за неизвестность крещения первого». Однако после того, как возникла Белокриницкая иерархия, практика была изменена. В мае 1888 г. Святейший Синод принял новое определение, по которому все рожденные и крещенные в "старообрядческом расколе" должны приниматься через миропомазание. Тем самым, Синод признал действительность крещения, преподаваемого в староверческих общинах, в том числе, беспоповских, и, одновременно, отверг законность Белокриницкой иерархии, так как миропомазанных священниками «австрийского согласия» при воссоединении с господствующей церковью снова помазывали миром.
Новый чин предусматривает прием старообрядцев через миропомазание. Таким образом, признавая крещение у староверов, РПЦ (МП) не признает миропомазание, совершаемое старообрядческим священством, и, тем самым, не признает законность существующих старообрядческих иерархий: РПСЦ и РДЦ. |