Главная » 2009 » Декабрь » 8 » Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер: рецензия РАО на рукопись учебника А.Кураева
20:13
Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер: рецензия РАО на рукопись учебника А.Кураева
Российская академия образования подготовила официальную рецензию на рукопись учебника дьякона Андрея Кураева "Основы православной культуры". Напомним, что курс "Основ православной культуры" является одним из компонентов курса "Духовно-нравственное воспитание", который станет обязательным для учащихся 4-5-х классов уже весной 2010 года. Учебник дьякона А.Кураева был взят за основу при разработке курса "Основы православной культуры".
 
Рукопись учебника была представлена в Российскую академию образования. Подготовленную членами РАО рецензию публикует Портал-Credo.Ru.
  
Вывод профессиональных педагогов: "Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер".  Признаться, это мало удивляет...
 
 
Рецензия Российской академии образования на рукопись учебника Андрея Кураева "Основы православной культуры"
 
 
На рецензирование представлена рукопись учебника А. Кураева "Основы православной культуры", адресованного учащимся 4 - 5 классов образовательных учреждений общего образования. Учебник состоит из 33 уроков.

 
В содержание учебника включены основополагающие понятия Православия, лежащих в основе православной культуры. Параграфы учебника хорошо структурированы, в них четко выделяются основной и дополнительные тексты. Дополнительные тексты представлены так называемыми врезками, рубриками "Это интересно" и "В копилку русскою языка".

Аппарат организации усвоения знаний и умений представлен в учебнике заданиями, размещенными как в начале (рубрика "Сначала размышляем сами"), так и после параграфов (рубрики "Вопросы" и "Сядем в кружок"), В материалах, адресованных учащимся 5 класса, дополнительно вводится рубрика "Готовимся к следующей встрече". Каждый параграф начинается перечнем его ключевых слов.

 
Активизации познавательной деятельности обучающихся при работе с текстом учебника способствуют формулировки заданий, которые, с одной стороны, направляют деятельность школьников и, с другой стороны, снимают у учеников страх неправильного ответа. Учащимся 5 класса автор предлагает итоговые задания по курсу: темы исследовательских работ, сочинений, тесты.

 
Вместе с тем следует отметить некоторые недостатки представленной на рецензирование рукописи.

 
1. Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер, что вступает в противоречие с действующим законодательством. Так, включение большого числа молитв с подробным разбором, сопровождающиеся заданиями по их текстам, нацеливает учителя и учащихся на заучивание наизусть. При этом в тексте практически нет упоминания о связи православной культуры с культурами других мировых религий.

 
2. Тексты рецензируемой рукописи написаны языком, очень сложным для восприятия учащимися 4-5 классов. Тексты перегружены специфической церковной лексикой, которой не владеет значительное число учителей. Поэтому представляется проблематичной возможность того, что светский учитель правильно донесет до учеников смысл используемых терминов. Существует серьезная опасность, что у учащихся будут сформированы искаженные представления об изучаемых понятиях.

 
3. Автор не учел особенности познавательной деятельности младших подростков, в частности, особенностей их восприятия информации. В представленных материалах нет ни одной иллюстрации, которые воспринимаются современными школьниками гораздо лучше печатных текстов и оказывают на них значительное эмоциональное воздействие. Содержание рукописи позволяет ввести в нее изображения не только для иллюстрации, но и как основу для выполнения разнообразных заданий продуктивного характера.

 
4. Аппарат организации усвоения знаний и умений значительно выиграл бы, если автор счел возможным разнообразить формулировки заданий. В представленных материалах непомерно велика доля заданий репродуктивного характера, особенно в той их части, которая предназначена для четвероклассников.

 
5. Аппарат ориентировки в представленных материалах отсутствует. Страницы I и 2 рукописи представляют собой перечень уроков, который предназначен для учителя, а не для учащихся.

 
При разработке структуры учебника целесообразно сохранить привычные для школьников названия: Тема, § (параграф).
Рекомендуется дополнить аппарат ориентировки предметно-именным указателем. Это не только облегчит учащимся работу с учебником, но и послужит формированию умения быстро находить необходимую информацию в книге.
 
Перечень уроков вызывает два вопроса:
во-первых, что следует понимать под "общими уроками", какова их цель и содержание;
во-вторых, на с. I указано "2 часа в неделю", в то время как Базисный учебный план образовательных учреждений начального общего образования предусматривает 1 час в неделю во втором полугодии 4 класса, а Базисный учебный план основною общего образования - 1 час в неделю в первом полугодии 5 класса. На какой объем учебного времени рассчитано содержание рецензируемой рукописи?
Второй вопрос имеет принципиальное значение, поскольку превышение объема содержания объема времени, безусловно, приведет к учебной перегрузке учащихся, что особенно опасно в этом возрасте.
 
Вывод. Представленная на рецензирование рукопись нуждается в авторской и редакционной подготовке. В ее современном виде она может быть рекомендована к печати в качестве дополнительных материалов для учащихся, проявляющих особый интерес к Православию.
 
Рецензенты:

 
Академик РАО, доктор педагогических наук профессор М.В. Рыжаков
Академик РАО, доктор философских наук профессор Г.Н. Филонов
Доктор педагогических наук А.А. Журин
Кандидат педагогических наук С.И. Гудилина
 
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 984 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]