Российская академия образования подготовила официальную рецензию на рукопись учебника дьякона Андрея Кураева "Основы православной культуры". Напомним, что курс "Основ православной культуры" является одним из компонентов курса "Духовно-нравственное воспитание", который станет обязательным для учащихся 4-5-х классов уже весной 2010 года. Учебник дьякона А.Кураева был взят за основу при разработке курса "Основы православной культуры".
Рукопись учебника была представлена в Российскую академию образования. Подготовленную членами РАО рецензию публикует Портал-Credo.Ru.
Вывод профессиональных педагогов: "Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер". Признаться, это мало удивляет...
Рецензия Российской академии образования на рукопись учебника Андрея Кураева "Основы православной культуры"
На рецензирование представлена рукопись учебника А. Кураева "Основы православной культуры", адресованного учащимся 4 - 5 классов образовательных учреждений общего образования. Учебник состоит из 33 уроков.
В содержание учебника включены основополагающие понятия Православия, лежащих в основе православной культуры. Параграфы учебника хорошо структурированы, в них четко выделяются основной и дополнительные тексты. Дополнительные тексты представлены так называемыми врезками, рубриками "Это интересно" и "В копилку русскою языка".
Аппарат организации усвоения знаний и умений представлен в учебнике заданиями, размещенными как в начале (рубрика "Сначала размышляем сами"), так и после параграфов (рубрики "Вопросы" и "Сядем в кружок"), В материалах, адресованных учащимся 5 класса, дополнительно вводится рубрика "Готовимся к следующей встрече". Каждый параграф начинается перечнем его ключевых слов.
Активизации познавательной деятельности обучающихся при работе с текстом учебника способствуют формулировки заданий, которые, с одной стороны, направляют деятельность школьников и, с другой стороны, снимают у учеников страх неправильного ответа. Учащимся 5 класса автор предлагает итоговые задания по курсу: темы исследовательских работ, сочинений, тесты.
Вместе с тем следует отметить некоторые недостатки представленной на рецензирование рукописи.
1. Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер, что вступает в противоречие с действующим законодательством. Так, включение большого числа молитв с подробным разбором, сопровождающиеся заданиями по их текстам, нацеливает учителя и учащихся на заучивание наизусть. При этом в тексте практически нет упоминания о связи православной культуры с культурами других мировых религий.
2. Тексты рецензируемой рукописи написаны языком, очень сложным для восприятия учащимися 4-5 классов. Тексты перегружены специфической церковной лексикой, которой не владеет значительное число учителей. Поэтому представляется проблематичной возможность того, что светский учитель правильно донесет до учеников смысл используемых терминов. Существует серьезная опасность, что у учащихся будут сформированы искаженные представления об изучаемых понятиях.
3. Автор не учел особенности познавательной деятельности младших подростков, в частности, особенностей их восприятия информации. В представленных материалах нет ни одной иллюстрации, которые воспринимаются современными школьниками гораздо лучше печатных текстов и оказывают на них значительное эмоциональное воздействие. Содержание рукописи позволяет ввести в нее изображения не только для иллюстрации, но и как основу для выполнения разнообразных заданий продуктивного характера.
4. Аппарат организации усвоения знаний и умений значительно выиграл бы, если автор счел возможным разнообразить формулировки заданий. В представленных материалах непомерно велика доля заданий репродуктивного характера, особенно в той их части, которая предназначена для четвероклассников.
5. Аппарат ориентировки в представленных материалах отсутствует. Страницы I и 2 рукописи представляют собой перечень уроков, который предназначен для учителя, а не для учащихся.
При разработке структуры учебника целесообразно сохранить привычные для школьников названия: Тема, § (параграф).
Рекомендуется дополнить аппарат ориентировки предметно-именным указателем. Это не только облегчит учащимся работу с учебником, но и послужит формированию умения быстро находить необходимую информацию в книге.
Перечень уроков вызывает два вопроса: во-первых, что следует понимать под "общими уроками", какова их цель и содержание; во-вторых, на с. I указано "2 часа в неделю", в то время как Базисный учебный план образовательных учреждений начального общего образования предусматривает 1 час в неделю во втором полугодии 4 класса, а Базисный учебный план основною общего образования - 1 час в неделю в первом полугодии 5 класса. На какой объем учебного времени рассчитано содержание рецензируемой рукописи?
Второй вопрос имеет принципиальное значение, поскольку превышение объема содержания объема времени, безусловно, приведет к учебной перегрузке учащихся, что особенно опасно в этом возрасте.
Вывод. Представленная на рецензирование рукопись нуждается в авторской и редакционной подготовке. В ее современном виде она может быть рекомендована к печати в качестве дополнительных материалов для учащихся, проявляющих особый интерес к Православию.
Рецензенты:
Академик РАО, доктор педагогических наук профессор М.В. Рыжаков
Академик РАО, доктор философских наук профессор Г.Н. Филонов
Доктор педагогических наук А.А. Журин
Кандидат педагогических наук С.И. Гудилина
|