Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РСПЦ), прошедший 16–17 октября в Покровском соборе на Рогожском кладбище Москвы, затронул тему присутствия старообрядцев в российской армии, которые тоже нуждаются в духовной опеке. В частности, как сообщают присутствовавшие на Соборе журналисты, один из докладчиков упомянул о возможности в перспективе «старообрядцам-срочникам служить в одних частях со своими единоверцами, рядом с храмами». В некоторых СМИ затем появилась информация, что подобное обращение от Собора уже направлено в Министерство обороны России.
Чтобы прояснить этот вопрос, журналист «НГР» связался с членами созданной Собором рабочей группы по взаимодействию с Вооруженными силами. Единственный из четырех ее участников действующий военный – майор Алексей Белков. Собственно, он, якобы, по упомянутому сообщению, и выступил с данной инициативой на Соборе. Белков сообщил «НГР» по поводу появления новостей о том, что старообрядцы обратились к министру обороны Сергею Шойгу: «Я не знаю, откуда взял автор эту информацию, все это далеко от правды и походит больше всего на вольное прочтение автором того, что имело место в реальной жизни».
На уточняющий вопрос о том, занимается ли рабочая группа разработкой подобного обращения, Белков отказался отвечать, сославшись на то, что «работа идет согласно утвержденному регламенту» и вся предназначенная для обнародования информация появляется на официальном сайте РСПЦ.
В свою очередь, протоиерей Валерий Шабашов, назначенный Собором главой рабочей группы, подготовку обращения к главе Минобороны вообще отрицает. В то же время он считает идею создания специальных «старообрядческих» частей весьма актуальной. «Как я знаю по Пермскому краю, много призывников-старообрядцев служит в элитных частях: в погранвойсках, в спецназе, в ВДВ, – говорит Шабашов. – Наши ребята вообще хорошо физически подготовлены, не пьют, не курят, занимаются спортом». В ряде частей, говорит священнослужитель, на протяжении 15 лет работающий в Пермском крае с военнослужащими, русские призывники заметно уступают по физподготовке своим сверстникам-татарам, исключение составляют лишь старообрядцы. При этом, заметил Шабашов, его сын открыл для призывников бесплатную спортшколу, но в целом повлиять на ситуацию они не могут, так как «краевой военком не может проявить какую-то инициативу» без решения ведомства, и любые местные начинания вследствие этого глохнут. Глава рабочей группы РСПЦ все-таки пообещал «НГР»: «Будем как-то выходить на Шойгу». По его словам, в случае необходимости недостатка в призывниках не будет – в том же пермском городе Верещагино, где живет Шабашов, из 20-тысячного населения едва ли не большую часть составляют старообрядцы, похожая ситуация и в соседних населенных пунктах, так что «можно сформировать из местных призывников-старообрядцев хоть целую дивизию».
Бывший председатель Рогожской общины Алексей Рябцев, капитан 1 ранга в отставке, ранее ведавший в РСПЦ военной тематикой, настроен по отношению к данной инициативе более скептически. «Ничего особо серьезного не произойдет, – сказал он «НГР». – Создать отдельное подразделение из последователей РПСЦ в армии не удастся. Просто потому, что их (старообрядцев. – «НГР») там очень мало. Даже на взвод не хватит». Кроме того, по мнению Рябцева, «и не будет никто их выискивать, а потом собирать в одно место». «Скорее всего, – считает Рябцев, – все сведется к назначению какого-нибудь клирика РСПЦ нештатным «военным священником». Он будет участвовать в редких официальных мероприятиях Министерства обороны, не выезжая из Москвы». В целом же, по мнению старообрядческого общественного деятеля, далее показных мероприятий участие его единоверцев в формировании Вооруженных сил не пойдет.
Владислав Мальцев
|