Тысячи уральцев 19 января окунались в проруби — на реках, озерах, запрудах, считая, что вода в эти дни святая и купание в ней смоет все грехи. Повсеместное желание в этот день окунуться во что бы то ни стало, чтобы доказать себе или окружающим свою смелость, удивляет уральских старообрядцев. Те, кто последовательно строго относится к духовному наследию Руси, доставшемуся всем нам от благочестивых предков, уверяют: никаких оснований для купания в этот день в «иорданях» нет.
Верующие Русской Православной Старообрядческой Церкви говорят, что никто из представителей «официального» вероисповедания не найдет в Священном Писании и правилах, регламентирующих духовную жизнь людей, описания того, как наши предки окунались в давнем прошлом на Крещение Господне в водоемах и кто именно заложил эту традицию. Например, авторы старообрядческого сайта starove.ru, ссылаясь на авторитетные для верующих людей книги «Церковное око» и «Устав церковный», отмечают, что среди старообрядцев не практикуется купание в прорубях на Крещение, как не практиковалось это и до раскола Русской Церкви в 1653 году.
- Массовое распространение этот обычай, видимо, получил уже после раскола, если не в постсоветское время, - рассказывают они. - Ну а те формы, которые данный обычай нередко принимает в наши дни, уже часто и вовсе нельзя назвать благочестивым. Отдельно остановимся на одной детали богоявленского купания. Нередко на фотографиях приходится видеть иордани, выполненные в виде креста. Такая форма купели является прямым нарушением апостольских правил.
При этом, по мнению староверов, «официальные православные» в процессе своей богослужебной практики исказили суть того, как положено святить воду в эти дни. Дело в том, что освящение «Великой агиасмы» (в переводе с греческого — Великой святыни), согласно древней традиции, совершается накануне Крещения, в Сочельник великого праздника, 18 января. Причем «великая» или «большая» вода считается настолько особенной, что использовать ее можно лишь в течение трех часов после освящения, а для тех, кто живет далеко, допускается использовать воду, чтобы напоить ею своих родных и близких, тех, кто не смог по какой-то причине в этот день прийти в храм, в течение часа по приезду домой. Кроме того, в течение этого времени принято освятить свое жилище — окропить водой комнаты, углы дома. Делать это может совсем не обязательно священник, но и любой человек. А вот по истечении указанного времени вода эта становится великой святыней, равносильной причастию, поэтому использовать ее необходимо с огромной осторожностью и лишь по особой нужде, например, при смертельной болезни, и — с разрешения священника.
Аналогичные разъяснения по поводу богоявленской воды – «Великой агиасмы» – имеются, например, в древних церковных уставах и в сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей: святых Киприана, Тертуллиана, святителя Епифания, Василия Великого и других. Поэтому наплыв православных старообрядцев в уральские храмы был не только 19 января (в этот день в храмах РПСЦ также святили воду, которая считается «годовой» - ее разрешается использовать в течение всего года, поэтому верующие набирали ее в сосуды и увозили с собой), но и 18-го. Проруби, конечно, староверы тоже освящали, но лишь на тех реках, где вода относительно чистая — например, в поселке Шамары Шалинского района Свердловской области «иордань» освящали в реке Сылва, после чего в ней не купались, а набирали из нее воду для питья.
|