Главная » 2010 » Август » 8 » В редакции собрались единомышленники: Интервью главного редактора журнала "Неопалимая Купина" С.Аветяна сайту "Самарское староверие"
21:13
В редакции собрались единомышленники: Интервью главного редактора журнала "Неопалимая Купина" С.Аветяна сайту "Самарское староверие"
- Сергий, со дня на день из типографии выйдет пятый номер журнала "Неопалимая Купина". Хотелось бы поговорить о нем.
 
- Да, слава Богу, очередной номер готов и вот-вот появится у читателей. Жара внесла, конечно, свои коррективы: типографское оборудование в цехах, не оснащённых кондиционерами, не выдерживает, краска плывёт, но теперь уже все устроилось. Мы надеялись отпечатать тираж неделей раньше, но, с другой стороны, куда нам торопиться?

- Если сравнивать пятый номер с предыдущими: что в нем нового по сравнению с прежними, и что - уже ставшее традиционным для "Неопалимой Купины"?

- Журнал, наконец, обрёл свой окончательный вид. Решена новая графика названия «Неопалимая Купина». Спаси Христос Олега Гринько, который потрудился над созданием нескольких вариантов рукописного написания без использования готовых шрифтов. Теперь у нас есть два варианта написания имени журнала, выполненных в стиле художника начала века Нарбута, который много экспериментировал с созданием шрифтов, базирующихся на традиционной славянской основе, но решённых в современной манере написания.
 
Наконец, художники отработали номер в полной мере, сделав множество замечательных иллюстраций. Ведь ни для кого не секрет, что когда люди с душой делают своё дело, а не просто сляпывают кое-как готовые блоки, их творчество воспринимается совершенно по-другому. В журнале нет небрежения, все выложились по максимуму, который доступен для нас на сегодняшний день.
 
Однако по мере создания журнала я не могу не заметить, что чем полнее и глубже исчерпание внутренних ресурсов, тем сильнее потом отдача и наполнение. Появляются новые доброжелатели, сторонники, растёт количество людей, для которых «Неопалимая Купина» становится своим, родным журналом, для которого они готовы писать и который поддерживают доступными способами.
 
- Настроение нового номера задается статьей-проповедью о.Евгения Чунина "О высоком призвании христиан" и эпиграфом к ней: "Вы – соль земли! Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?". Ведь тебя как редактора не сразу удовлетворила статья о.Евгения? Как шла работа над этим материалом?
 
- Да, это важный момент. С самого первого номера мы обращаемся с просьбами к священникам, дабы они поддержали журнал своим пастырским словом, но, к сожалению, кто по робости, кто по неспособности к писательскому труду – все, так или иначе, уклоняются от сотрудничества. К о.Евгению я обращался не раз. Буквально с первого номера, когда Купина была ещё на стадии становления, но и он оставался в стороне. А в этот раз – удивительным образом пошёл нам навстречу.
 
Дабы облегчить задачу, о.Евгений благословил меня годовым собранием своих проповедей в аудио формате, чтобы я мог выбрать наиболее созвучную теме номера. Я выбрал одну из проповедей, но в том виде, в котором она была опубликована на сайте Ржевской общины, проповедь не вполне отвечала нашим чаяниям, ведь журнал - это цельный организм, и в нём не должно быть случайных вкраплений для заполнения объёма, как это нередко можно видеть в современных изданиях.
 
Я внёс некоторые правки в изначальный текст, о.Евгений с ними не согласился и написал на основе переработанной редакцией проповеди свою, в большей мере отвечающей его авторскому и пастырскому стилю. Спаси Христос о.Евгения - проповедь идеально подошла к материалам номера и создала единый монолит с ними. К сожалению, не дождавшись выхода журнала, о.Евгений опубликовал проповедь на сайте своей общины, но в отрыве от журнала, для которого она писалась, проповедь смотрится не так полно и раскрыто, как в связке с другими материалами номера.
 
- В новом номере ты традиционно выступаешь и как автор, на этот раз - вместе с Никитой Крапивиным. Как бы ты определил основную мысль вашей с ним статьи?
 
- Основная мысль статьи в том, что вера Христова – это жизнь христианина. Не часть жизни, не набор внешних форм или расплывчатого внутреннего недопонимания, а именно жизнь, отступление от которой ведёт к вечной погибели. Не может быть компромиссов с миром у того, кто заключил завет со Христом. Понимание реальности жизни, как земной, так и вечной, актуальна в нашем мире, который становится всё более иллюзорным и бутафорским.
 
- Читая уже сверстанный номер, я не раз ловила себя на мысли, что хотя статьи участников редакции - ваша с Никитой, А.Рябцева, Д.Урушева, моя - о разном, в них порой перекликаются одни и те же мысли, поднимаются одни и те же проблемы. Казалось бы, участники редакции - совершенно разные, непохожие друг на друга люди, но вот это единство взглядов кажется мне удивительным. Что ты скажешь по этому поводу?
 
- Для меня это не удивительно, ведь в редакции собрались единомышленники. Никто и никого не загонял в редакцию силком, никто не получает от этого финансовой выгоды, вот люди и высказываются созвучно.
 
Редакция ведь собралась не в один день. В первом, втором номере – это были другие люди. По мере становления журнала, по мере оформления его позиции, те, кто был не согласен или несерьёзно относился к делу, ушли. Остались те, для кого староверие – это православие. Для кого, как пишет в своей статье А.Ю. Рябцев, цитируя слова владыки Алимпия, «Нет истинной веры, кроме Христианства. Нет Христианства, кроме Православия. Нет Православия, кроме того, которое исповедуют христиане-старообрядцы нашей Церкви».
 
Мы и подзаголовок журнала поправили для того, чтобы во всём, даже в мелочах? была полная определённость. Теперь он звучит так: «Журнал православных христиан. Издаётся староверами, приемлющими Белокриницкую иерархию». По сути, в своих материалах редакция и авторы журнала отвечают на совершенно нормальный для староверов вопрос: «Како веруеши?» - а вера у нас одна, вот и статьи созвучны.
 
- Отдельный вопрос - оформление нового номера. Для оформления используются не просто фотографии, оно становится все более авторским. Это и специально сделанные для журнала фото - я знаю, что только для иллюстрации статьи о.Евгения Чунина вы провели с ним целую фотосессию на Рогожском. Это и авторские иллюстрации наших художников - я, например, просто в восторге от того, как Олег Гринько проиллюстрировал мою статью и статью Игоря Ярова, а Никита Крапивин - стихотворение Игоря Водяного. Ну и, наконец, традиционный лубок...
 
Да, слава Богу, с оформлением всё получилось ладно. Сделать портрет о.Евгения было не просто. Во-первых, я не профессиональный фотограф, во-вторых, именно потому, что мы условились о специальной фотосъёмке. Многие люди при фотосъемке напрягаются и закрепощаются. В результате на снимках мы видим совсем не того человека, которого знаем в жизни. Вот и с о.Евгением поначалу получались сплошные снимки «на паспорт», но, к счастью, о.Евгений - священник востребованный в общении, и к нему постоянно кто-нибудь подходит c вопросами, просьбами. Человек не может внимательно, как и должно пастырю, беседовать с людьми и одновременно помнить о фотосъёмке. Вот в эти-то моменты мне и удалось сделать несколько снимков, один из которых как нельзя лучше подошёл к проповеди. Фотографы, может, и попеняют мне, что глубину резкости можно было сделать чуток побольше – тут я с ними соглашусь, но вернуть момент уже было нельзя.
 
 
 
 
 
 
Варианты фотографий о.Евгения Чунина, сделанные С.Аветяном для 5 номера журнала "Неопалимая Купина"
 
 
Иллюстрации художников – это вообще тема отдельная. Нам очень повезло, что Олег и Никита уделяют журналу столько времени и сил.
 
Например, практически никто из наших христиан не знает, как выглядел поэт Виталий Гриханов, хотя его стихи и любимы всеми. Действительно, практически не сохранилось его фотографий. Та фотография, которую прислал мне Виктор Баумтрог, издававший сборник стихов Гриханова, чуть ли не единственная, но качество её оставляет желать много лучшего. Выход один – нарисовать с неё портрет. Что и сделал Никита Николаевич.
 
Твою статью иллюстрировать было тоже не просто. Это ведь статья не об архитектуре или каком-то конкретном событии. В результате иллюстрации могли оказаться лоскутными и невыразительными. Олег нашёл великолепное решение – его цикл рисунков подходит к статье, как сабля к ножнам.
 
Опять же иллюстрация к статье Игоря Ярова – прекрасная работа, полезная для тех женщин, которые хотят сохранять традицию и знать, как правильно укладывать волосы под повойник. По фотографиям, предоставленным автором, Олег сделал постадийную отрисовку этого процесса. Да и узоры, которые тоже были сделаны художником и переведены им в векторную графику для возможности их использования в дальнейшем, прекрасно выполнены.
 
Я Бога благодарю, что он собрал вместе такую маленькую христианскую общину, которой является наша редакция, плоды совместных трудов которой - налицо.

- В интервью нашему сайту по случаю выхода четвертого номера журнала ты сетовал на сложности с подбором новых авторов. И все же новые имена в журнале появились

- Да, появились. Надеюсь, будут появляться и дальше. Мы много общаемся с людьми, читатели узнают о нас. Люди не чувствуют официоза и пренебрежения, вот и приносят свои материалы, статьи о том, что их волнует, чем хотят поделиться с братьями во Христе. Всё больше разрастается наш портфель, материалы которого ждут своей публикации.

Можно сказать, что все те вопросы и заслуженные нарекания, которые прозвучали по отношению к первому выпуску НК на совещании, созванном по распоряжению митрополита Корнилия для разрешения выхода журнала, решены. Решён образ журнала, на недостатки которого сетовал о.Алексей Лопатин, призывавший нас также обзавестись бильд редактором (человеком, подбирающим и подготавливающим иллюстрации), появился портфель, о котором говорил Алексей Муравьёв, статьи стали авторскими, учтены и замечания о.Леонтия Пименова - исчезли статьи-цитатники. В целом мы оказались способными учениками. Остаётся пожелать и издателям журнала «Церковь» прислушаться теперь к своим же пожеланиям, чтобы за главный официальный журнал нашей Церкви было не стыдно перед людьми.

- В новом номере увидит свет поэма Виталия Гриханова "Христианин". Она ведь ранее никогда не публиковалась?

- Мне кажется, она была опубликована в самом первом, тоненьком сборнике его стихов, но тираж его был столь незначителен, что, полагаю, большинству читателей она не знакома.

- Почти одновременно с новым номером НК вышел в свет новый номер журнала "Церковь" - единственного нашего журнала, официальным учредителем которого является Русская Православная Старообрядческая Церковь. Каково твое мнение о нем? Как бы ты определил разницу между двумя этими изданиями?

- Вопрос не вполне удобный для меня, так как журнал мне не понравился, а хаять оппонентов как-то не хочется. Скажу, однако, что я разочарован. Мы привыкли смотреть на «Церковь», как на лучший журнал староверия, а тут…

Небрежная вёрстка, разнобой и пестрота фотографий, некоторые из которых просто смазаны и не в фокусе, неуравновешенные по композиции полосы. Некоторые фото синюшного цвета, над ними явно не трудился бильд редактор, о необходимости которого ратовал о.Алексей. Да и подбор материалов… Несколько статей из интернета пятилетней давности, доклад митрополита Корнилия на ВНРС 2006 года, как-то удивительно созвучный недавно опубликованному на Самстаре интервью сотрудника ОВСЦ МП Леонида Севастьянова – словно их один человек писал. Три статьи Глеба Чистякова (включая интервью), да и четвёртая, подписанная именем Никодима Глебова (заранее извиняюсь перед автором, если ошибся) как-то сильно смахивает на статью не Глебова, а Глебова-Чистякова.

Вообще, такое впечатление, что выпуск 8-9 журнала «Церковь» (кстати, а почему не 8-15? – сразу "плановые показатели" повысились бы ещё больше) задумывался с одной целью - публикации до очередного Освященного Собора красочной статьи о.Геннадия Чунина о лампаде, в которой он с упорством, достойным лучшего применения, продолжает гнуть линию той части церковного общества, которая считает, что лампада - это хорошо и благостно, потому что плохо быть просто не может, и нечего тут сомневаться и обсуждать.

Тем не менее, уже одно его утверждение о том, что научная комиссия установила достоверность порога судных врат, сильно напоминает его столь же безапелляционное заявление на научной конференции в С.-Петербурге о различных равночестных типах перстосложения в древности, в частности, одноперстия, из которых древние христиане выбрали двоеперстие.

Невольно напрашивается вопрос: почему главными апологетами лампады являются либо священиники, каким-то образом вышедшие из-под церковного запрета, наложенного по вполне весомым причинам, либо те, кого в священники не ставили по соборному же решению и свидетельству отца духовного, но чудесным образом обретшие вдруг священническое достоинство при владыке Корнилии? Долг обязывает? Очень бы хотелось думать, что это просто случайное совпадение и искреннее заблуждение.

Если факт подлинности так называемого порога судных врат достоверно установлен научной комиссией, то где можно ознакомиться с материалами её работ? Нельзя ли опубликовать для всеобщего обозрения состав комиссии и её труды? Почему, если это столь бесспорно, никто, кроме держателей Александровского подворья, зантересованных в потоке паломников и туристов, не почитает порог святыней? Почему в то время, как наша делегация путешествовала по Святой Земле и принимала знаки внимания от кого попало, не только ученые-археологи, но и сами же никониане и  на конференции, проходившей в С.-Петербурге, высказывались о том, что мнимая «святыня» - совсем не порог судных врат?
 
Одним словом, очередное замазывание серьёзного вопроса «авторитетным» мнением. Жаль. Хотелось бы более серьёзного и ответственного отношения к проблеме. Ведь помирать-то всем придётся, а Бога не обманешь.
 
Все мы видим, как земля горит вокруг и гнев Господень поразил землю. Не от лампады ли у лжесвятыни, расположенной в экуменической моленной, распространился этот пламень и смрад?

- Знаешь, какой вопрос относительно НК мне чаще всего задают?

- Правда ли, что четвертый (а теперь уже - пятый) номер - последний?

- Да. Тебя об этом, судя по всему, спрашивают еще чаще?

- Спрашивают. Отвечу лишь одно – мы каждый номер делаем, как последний, но надеемся на милость Божию и Его помощь и закрываться по своей воле не собираемся. Покуда есть хоть малейшая возможность издавать журнал, покуда у нас есть читатели, о чём свидетельствуют тиражи, расходящиеся без остатка – мы будем трудиться.

- Заявки на пятый номер приходят на Самстар довольно активно. Часто люди спрашивают, чем они могут помочь редакции.

Распространением. Пора задумываться об увеличении тиража, но его величина должна диктоваться реальным спросом. Так что, если у кого есть возможность помочь редакции распространением – будем признательны.

Ну и, конечно, ждём новых авторов.
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 836 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]