Главная » 2013 » Апрель » 29 » Вышел в свет второй том монографии С.В.Таранца "Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века)"
13:40
Вышел в свет второй том монографии С.В.Таранца "Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века)"
Таранец С. В. Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века) / Под редакцией члена-корреспондента НАН Украины Г. В. Боряка. – К., 2013. – Т. 2. – 688 с.
 
 

Во втором томе исследования автор попытался обозначить понятие старообрядческого менталитета, влияние на него естественной среды, культурной и исторической действительности, свойство и способность менталитета изменяться на протяжении нескольких поколений, и при этом сохранять устойчивость и стабильность в обычаях, нормах и традициях.
 
На изменение менталитета староверов как субэтнической группы русских существенно влияла государственная власть, издаваемые ею правительственные распоряжения и законы. Выделено этапы изменения способа мышления старообрядцев, соотнесено их хронологически с историческими событиями: 1) от раскола русской Церкви до периода начала великих реформ 60-х годов ХІХ в.; 2) от великих реформ до Октябрьской революции 1917 г.; 3) от Октябрьской революции до распада СССР; 4) от распада Советского Союза до наших дней.
 
Мораль и нравственность староверов зиждется на представлениях христианской морали, а их религиозные устои очень строги. Обращено внимание на специфику старообрядческой морали, ее двойственное отношение к окружающему миру, особенно к светской власти и официальной Церкви, акцентировано внимание на вопросе о браке и сексуальных отношениях, основах нравственных обязательств староверов.
 
В ХІХ в. российская интеллигенция, наряду со старообрядчеством, по своему духу также была «раскольнической». Старообрядцев и интеллигентов объединяло негативное отношение к официальной Церкви и государству, но в то же время взгляд староверов на жизнь существенно отличался от взглядов интеллигентов, и главным этим отличием была глубокая вера в Бога у старообрядцев и ее отсутствие у интеллигентов, особенно нигилистов. Тем не менее, через либеральную прессу интеллигенция требовала дарования староверам религиозных свобод. Старообрядцы принимают активное участие в возвращении русской культуры на национальный путь развития, благодаря периодическим изданиям, художественной литературе, живописи, архитектуре и т. д.
 
Автор развил мысль об успехе формирования в России русской национальной модели трудовой этики, провозглашение «старой верой» труда как высшей божественной благодати, отличиях развития старообрядческого «бизнеса» от формирования нестарообрядческого торгово-промышленного капитала, определил причины успеха старообрядческого предпринимательства, которые не являлись характерными для других этноконфессиональных групп, специфику вольнонаемного труда как основы старообрядческой промышленности, отсутствие классических образцов эксплуатации, враждебности старообрядческого сообщества крепостному праву, зарождении предпринимательства не в городе, а в деревне, о происхождении московского торгово-промышленного капитала из крестьянской старообрядческой среды. Он остановился на способах освобождения фабрикантами крестьян от крепостной зависимости и попадание в экономическую и конфессиональную зависимость от капиталистов-староверов, на половинчатом характере старообрядческого «вольнонаемного» труда, на проблеме церковного раскола середины ХVІІ в., который стимулировал подвижность населения, благодаря чему на несколько десятилетий опередил общие темпы буржуазного развития России.
 
В работе исследуется сосредоточение в середине ХVІІІ в. старообрядческой буржуазией значительной части внутренней и приграничной торговли и промыслов, установление нею цен на товары в центральных регионах государства, в Сибири и Средней Азии. Обращено внимание на экономическую мощь купцов-старообрядцев, которая привела к изменению политики правительства Екатерины ІІ в отношении к староверам. В конце ХVІІІ – начале ХІХ в. значительная часть русских капиталов оказалась в руках старообрядцев, особенно самой доходной отрасли производства ХІХ в. – мануфактурной промышленности, в 40–60-е годы ХІХ в. торгово-промышленная деятельность старообрядцев достигла своего наивысшего развития в экономике России. Определены причины активного перехода московского купечества в староверие и установлено, что формирование нестарообрядческого торгово-промышленного дела после отмены крепостного права стало основой для сокращения удельного веса старообрядческого капитала.
 
В историографии утвердилось мнение о перенасыщенности российского рынка старообрядческим капиталом, однако меры середины ХІХ в., направленные против деятельности староверов николаевским правительством, привели к существенному ухудшению положения купцов-староверов до степени невозможности восстановить свое доминирующее положение в российской экономике. Во второй половине ХІХ в. в России старообрядческий капитал уступает место иностранному и еврейскому капиталу, развивающегося в зоне оседлости евреев. В конце ХІХ в. старообрядцы перестали играть доминирующую роль в экономике страны. Нами обращено внимание на факторы, которые повлияли на сокращение доли старообрядческого капитала в российской экономике во второй половине ХІХ в. На данном этапе развития исторической науки специальные исследования по проблеме не позволяют определить долю старообрядческого капитала в экономике России.
 
Старообрядцы умели плодотворно сочетать традицию и новацию, создать технологически самую передовую российскую промышленность, стали первопроходцами на пути внедрения новых методов экономического развития, изобретателями технических новшеств.
 
Вопреки поддержке правительства и ориентируясь на особую систему ценностей, староверы сумели достичь высокого жизненного уровня, существенно повышали его в т. н. нерусских регионах империи. Высокий уровень жизни староверов не зависел от региона их проживания, он являлся одной из причин распространения «старой веры». Важнейшими факторами зажиточности старообрядцев являлись коллективизм, сплоченность семей, развитая взаимопомощь, трудолюбие, рыночная направленность индивидуальных хозяйств.
 
Рассматривая старообрядческую благотворительную деятельность, мы выделили ее основные направления: 1) церковную благотворительность, 2) социальную благотворительность и 3) благотворительность в сфере культуры и искусства. Обратили внимание на масштабы благотворительной деятельности, ее религиозно-нравственный характер, специфику благотворительности западноевропейского и американского торгово-промышленного сословия, распространение т. н. «тайной милостыни», ее направленность на решение важных социальных задач. Вместе с тем установили, что поддержка незащищенных слоев российского общества служила одним из мощных средств «раскольнической пропаганды».
 
Старообрядческими предпринимателями выделялись огромные средства на постройку и закупку новейшего оборудования для больничных зданий, госпиталей, санаториев, возведение богаделен, детских приютов, на организацию бесплатных столовых для бедных, на строительство и содержание детских садов, общеобразовательных школ, гимназий и высших учебных заведений.
 
Староверы оказали существенную бескорыстную поддержку сфере культуры и искусства. Велики оказались пожертвования старообрядцев на организацию начальных, средних, средних специальных и высших учебных заведений. Последователи «старой веры» явились новаторами в различных сферах отечественной науки. В отличие от господствующего вероисповедания, развитие староверческого конфессионального, общественного и государственного образования осуществлялось не за счет государства, а за счет добровольных пожертвований старообрядцев на нужды просвещения. Значительное внимание староверы уделяли получению высшего специального образования. Свое начальное образование они получали при монастырских центрах и общинах, где действовали школы грамоты, занимавшиеся воспитанием и обучением детей. Воспитание молодежи происходило в рамках традиционной культуры, при формировании религиозной, нравственной личности, почитающей и оберегающей традиции предков. Отмечено, что на рубеже ХІХ–ХХ веков т. н. «классическое» старообрядческое образование пришло в упадок. Вследствие запрета власти оно не могло реализовать задач просвещения, начать изучать точные и естествоведческие науки. Массовое открытие старообрядческих учебных заведений произошло после обнародования указа о даровании свободы вероисповедания в России и закона о развитии всеобщего образования.
 
Заметное явление в отечественной культуре представляет старообрядческая литература. Во второй половине ХVІІ в. староверы сформировали книжность, ставшую действенным идеологическим оружием активных борцов с церковной реформой, что они сумели противопоставить свою культуру сначала «придворной», а затем дворянской культуре, создать параллельную культуру народно-демократического направления. Старообрядческая литература второй половины ХVІІ–ХVІІІ в. возникла и развивалась в условиях непрекращающейся борьбы с господствующей идеологией, она составила важную часть российского культурного наследия, оказала заметное влияние на многомиллионного русского читателя. Многие старообрядческие сочинения вошли в «золотой фонд» древнерусской литературы. В этот период в России сформировалось восемь идеологических и литературных центров старообрядцев: соловецкий, московский, пустозерский, выговский, керженский, ветковский, донской и урало-сибирский.
 
Нами впервые комплексно изучена старообрядческая литература ХІХ – начала ХХ в., определены литературные центры староверов, среди которых наиболее известные белокриницкий, стародубский, мануйловско-московский, измаильский, куреневский, московский, выговский, молоохтинский и войновский.
 
До последней четверти ХІХ в. старообрядческие рукописи находились у непосредственных читателей старообрядцев, причем значительные книжные и рукописные собрания функционировали при старообрядческих монастырях, скитах и пустынях, что сами староверы достаточно рано начали собирать и изучать собственное письменное наследие. Первые представительные коллекции принадлежали профессуре высших учебных заведений страны.
 
Во второй половине ХІХ – начале ХХ в. интерес к книге и рукописи начал проявляться в старообрядческой купеческой среде. Мы установили причину отсутствия в доступных государственных библиотеках старообрядческих рукописей до последней четверти ХІХ в.
 
В ХХ в. в Российской империи и СССР ученые развернули широкомасштабную археографическую работу, благодаря чему во многих регионах страны в государственных архивах и библиотеках сформировались большие по объему коллекции старопечатных книг и рукописей, значительными собраниями которых ныне обладают в т. ч. старообрядческие общины. В работе определены крупнейшие собрания старообрядческих рукописей и старопечатных книг в России, обращено внимание на археографические исследования ведущих научных центров СССР, а также частные коллекции. В настоящее время концентрация старообрядческого книжного наследия в государственных хранилищах в основном завершена.
 
Старообрядческая рукописная книга представляет собой особый тип книги, сложившийся в условиях вынужденного возврата к старой практике рукописного «тиражирования» книг в эпоху книгопечатания. В империи эта книга оказала существенное воздействие на письменную культуру и способствовала продлению жизни рукописной книги. Мы выделили выговскую, ветковско-стародубскую, гуслицкую, печорскую, северодвинскую, латгальскую, верхнекамскую, украинскую, молдавскую школы как наиболее важные рукописные центры, указали время и причины упадка рукописных центров, рассказали об издательской деятельности староверов в ХVІІІ – начале ХХ в. в России и за рубежом, причины упадка и оживления старообрядческого книгоиздания.
 
Старообрядческая тематика нашла широкое освещение в русской художественной литературе ХІХ – начала ХХ в. Русские писатели и поэты уделяли огромное внимание теме церковного и общественного раскола, бытовым сценам и отдельным представителям согласий. Значительное влияние на развитие русской литературы оказало творческое наследие лидеров старообрядческого движения середины – второй половины ХVІІ в., а первые художественные произведения, касающиеся старообрядческой тематики, появились в исторических романах в 30-е годы ХІХ в. В 70–90-е годы этого же века под воздействием новых научных работ демократического направления в художественной литературе происходит изменение точки зрения на староверие – от отрицательных к положительным образам.
 
В иконописи после церковной реформы древнее изображение святых в господствующей Церкви постепенно запрещается и вытесняется, а старообрядческая икона становится наиболее характерным внешним признаком древнего православия. Вместе с тем старообрядческая икона не стала собственным изобретением сторонников старой веры, она была тесно связана с древнерусской православной традицией. Мы определили характерные особенности старообрядческой иконы, ее строгое следование старым образцам, развитие новых иконографических сюжетов, стилизацию староверами своих произведений под строгановскую, соловецкую и др. художественные школы, обратили внимание на их меднолитейную пластику, выделили главные центры старообрядческой иконописи.
 
Собирательская деятельность староверов приобрела огромные масштабы. У них сосредоточивались редчайшие памятники древнерусского рукописного мастерства, книгопечатания, иконописи и др., преимущественно церковных, памятников старины. Коллекции староверов стали настоящими исследовательскими центрами в области изучения древнерусской культуры. Музейные коллекции старообрядцев имели огромное воспитательное влияние на подрастающее поколение своих последователей. В середине – во второй половине ХІХ в. старообрядческие собрания стали основой формирования частных и государственных музеев российских древностей. Своими приобретениями и вкусами старообрядцы стимулировали развитие национальной живописи и ее направлений, а сами староверы заслужено стали образами полотен выдающихся русских художников.
 
Обращают на себя внимание факторы и особенности, которые повлияли на развитие старообрядческой архитектуры в церковном зодчестве, осторожное отношение староверов в отношении театральной деятельности. После раскола русского общества старообрядцы стали спасителями русской национальной культуры.
 
Книгу можно заказать по адресу: trimonastyrje@yandex.ua
 
 
Категория: Новые издания | Просмотров: 1283 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 2
1  
Еще один горе великий руский писака. Ни одна его книга не просветила хоть чем то, но зато очередное издание затягивает автора в новые долги перед кредиторами.

2  
На обложке идол. Можно даже не открывать.
Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш. (Лев. 19:4)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]