В Великом Новгороде в городском малом выставочном зале центра «Диалог» начала свою работу передвижная фотовыставка «Лица не лгут». В экспозиции — более четырех десятков фоторабот, которые приоткрывают занавес над современной жизнью старообрядчества.
Тем, кто оказался на открытии этой выставки в обычной одежде, джинсах и свитерах, было любопытно взирать на девушек в сарафанах и в аккуратных белых платках и на юношей в длинных до пола рясах. Молодые люди, которым едва дашь 20 лет, — певчие старообрядческого хора Лиговской общины из Санкт-Петербурга. Еще большее удивление вызвало их пение: унисонное, непрерывное, без задержек и пауз, которого придерживаются все древлеправославные христиане, не принявшие реформаторских новшеств русской церкви в XVII веке.
— Мы частые гости в вашем городе, недавно выступали в лектории. Особенность нашего коллектива — в нём нет ни одного человека с музыкальным образованием. Мы не профессионалы, а любители, мы просто любим это пение. Поем не по нотам, а по древним знамёнам, крюкам, запечатленным в репринтных изданиях, которые воспроизводят источники XV века, — рассказывает руководитель хора Свято-Троицкого храма Лиговской старообрядческой общины Дионисий СИНЕЛЬНИКОВ. — Мы не чураемся светских площадок. Очень хорошо, когда совмещаются выставка и выступление хора. С одной стороны, молчаливые фотографии, а с другой стороны, ненавязчивое пение. Вместе они показывают, что и как происходит в нашем храме.
Инициатива проведения выставки «Лица не лгут» принадлежит Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Экспозиция была представлена в Москве, Санкт-Петербурге, Боровске Калужской области (раньше он значился центром старообрядчества в России), Самаре, Новосибирске. В каждом городе она привлекала повышенное внимание. Не стал исключением и Великий Новгород. Интерес новгородцев во многом был объясним тем, что выставку посетил Предстоятель РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий. В Новгородскую область он прибыл с архипастырским визитом.
— В то время, когда областной центр встречает свой юбилей, 1150-летие, эта выставка — наш вклад в великое богатство, которое несет Господин Великий Новгород, наша дань в историческое и духовное основание святой Руси, — отметил владыка в своем приветственном слове.
А искусствовед Сергей ПУХАЧЁВ, руководитель Новгородского выставочного центра, обратил внимание первых посетителей выставки на один любопытный факт. Крест, которым ангел благословляет коленопреклоненную Россию на памятнике «Тысячелетие России», — старообрядческий.
— Мне кажется, что эти островки старой русской духовной жизни, сохраняющиеся среди иногда происходящего безумия, очень важны, — поделился своими мыслями Сергей Пухачёв.
Экспозиция в своём роде уникальна, поскольку она дает возможность обычному посетителю воочию убедиться: староверие — не история, а живая традиция, сохранившаяся на протяжении столетий. Так, на одной из центральных фотографий запечатлена девочка-староверка, в красном, по-особому завязанном под подбородком платке. В её детском жесте (поднятое двуперстие) фотохудожник уловил сильный, несгибаемый под напором официальной религии и власти характер всего старообрядчества в целом.
Профессиональный фотограф Владимир Мельник представил снимки возрожденного старообрядческого Великорецкого крестного хода, специально по заказу телекомпании BBC для проекта «Неизвестная планета» он делал о нём фоторепортаж и фильм. А фотографии Дениса Топала из Кишинёва экспонировались на выставках в России и за рубежом, публиковались в российских и зарубежных СМИ. Серия его работ сделана в старейшем староверческом селе Молдовы — Куничи.
Здесь собраны портреты, репортажные съемки с церковных событий, а также житейские сюжеты. В запечатленных лицах искренность, открытость, ни капли наигранности. Люди не смущаются и не боятся фотокамеры. Для староверов это несколько удивительно: ведь известны их консерватизм по отношению к многим техническим новинкам и настороженность к тем, кто наблюдает за ними со стороны.
— На выставке представлены работы в основном фотохудожников-староверов, — говорит куратор проекта фотовыставки и редактор московского старообрядческого журнала «Неопалимая купина» Сергий АВЕТЯН. — Мы воспринимаем староверие как семью, старообрядцы в принципе все друг друга знают в лицо, поэтому никаких вопросов и трений не возникало, когда их фотографировали.
Сергий Аветян, молодой мужчина с окладистой бородой, в рубахе-косоворотке навыпуск с пояском, — примечательная фигура на выставке. Старообрядцы свято чтят древние традиции и в церковной жизни, и в мирской. Нововведений даже в одежде не допускают. Сергий — один из авторов фотоэкспозиции. Он признаётся, что сам пока — начинающий фотограф, никогда не ставивший перед собой выставочных планов. Снимал для себя, стремясь сохранить образы и лица, которые подчас говорят больше любых слов. Надеется, что выставка вызовет интерес не только у новгородских староверов, но и у всех остальных посетителей. Не исключает возможность, что человек, пришедший сюда, после просмотра фотографий захочет отправиться и в старообрядческую церковь.
— Наши храмы открыты для инаковерующих, — говорит Сергий, — правда, те должны четко знать свое место в нём: дальше притвора их не пустят.
И не дай Бог православному осенить себя крестным знамением, сложив при этом пальцы «щепоткою». Поэтому, чтобы не возникло подобных оскорбительных для староверов недоразумений, на выставке бесплатно распространялся буклет «Вы зашли в храм», в котором подробно и в популярной форме излагаются правила поведения в старообрядческой церкви, а также особенности религиозных воззрений древлеправославных христиан.
В Великом Новгороде Русской Православной Старообрядческой Церкви принадлежит храм святого Иоанна Богослова на Витке. Его настоятель, отец Александр Панкратов, не только проводит богослужения, но и занимается просветительской работой: пишет статьи о староверии, выступает перед слушателями Новгородского лектория. На открытии выставки из рук представителей областной администрации настоятель получил юбилейную медаль «В память 1150-летия Великого Новгорода» «за сохранение исторического и культурного наследия города».
Но всё же создатели выставки категоричны: они принципиально стремились к тому, чтобы религиозного момента в ней было больше, чем культурологического. В целом вся галерея — своеобразный фотоотчет о жизни староверов XXI века, который призван разрушить один из главных стереотипов о старообрядцах как о людях обособленных от внешнего мира. Напротив, с помощью своей выставки они хотят рассказать о себе массовому зрителю. И рассказ этот будет проповедью, не скрывают устроители. Не надо дискутировать на религиозные темы, спорить об истиной вере, просто надо прийти на эту выставку, посмотреть на лица староверов, которые не лгут…
— Мы уверились в том, что в мире, так получилось, не осталось лжи. Есть одна правда, но у каждого она своя, — разъясняет тонкости церковного учения Сергий Аветян. — Человеку стороннему невозможно в этом обилии правд и псевдоправд разобраться, потому что теперь всё зависит от мастерства оратора. А то, что человек видит глазами, воспринимает сердцем, как правило, есть более чистое восприятие, восприятие через образ. Вы видите лица, которые здесь изображены, на них отображена вся наша вера. Ты видишь и понимаешь, какого духа эти люди.
Выставка «Лица не лгут», образно говоря, тот притвор в старообрядческой церкви, о котором говорил Сергий Аветян. С этого места можно хорошо рассмотреть всё, что происходит там, в глубине храма, однако для того чтобы сделать шаг вперед, необходимо стать посвященным. И здесь человек сам для себя решает: готов ли он к изменениям внутренним и внешним или всё же ему лучше остаться сторонним наблюдателем.
Анна Мельникова
|