Главная » 2011 » Декабрь » 29 » Взгляд со стороны: Лицом к интеллигенции. В уходящем году российские старообрядцы спорили, строили и смотрели кино
19:23
Взгляд со стороны: Лицом к интеллигенции. В уходящем году российские старообрядцы спорили, строили и смотрели кино

На протяжении 2011 года старообрядческие согласия России продолжали свое служение в сложных условиях нарастающего социального и политического кризиса в стране. Основные усилия были направлены на укрепление контактов с муниципальными и региональными властями, без которых невозможно решать хозяйственные, бытовые, имущественные и прочие вопросы, на умеренную экспансию, сближение с творческой интеллигенцией и поиски взаимопонимания между старообрядческими согласиями.

Самой активной оставалась, по традиции, и самая крупная Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ). В течение года представители московских властей неоднократно встречались со старообрядцами, помогали им в решении насущных вопросов. Так, священноначалие РПСЦ постоянно ставит вопрос о передаче Церкви храмовых зданий, до сих пор незаконно удерживаемых различными общественными организациями и частными лицами - как, например, церковь в Гавриковом переулке или храм на Хавской улице.

Запомнится этот год и двумя архиерейскими хиротониями. В 2010 году в РПСЦ был рукоположен священноинок Патермуфий на епархию Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока, а в августе 2011 г. был наконец решен вопрос о поставлении архиерея на Казанско-Вятскую кафедру, которым 7 августа стал священноинок Евфимий (Дубинов).

Растет, хоть и медленно, число старообрядческих общин. Так, в Коврове была зарегистрирована община РПСЦ, настоятель которой будет служить в недавно переданном властями старообрядческой Церкви доме. Надо выделить и поставление клириков к храмам РПСЦ в Сызрани и Балаково. Эти места освящены старообрядческим прошлым: там был легендарный Иргиз.

В июне был совершен чин освящения храма в селе Безводное Нижегородской области, в августе - в г. Лысьве Уральской епархии, затем - в с. Селиваниха Орехово-Зуевского района Московской епархии.

Важной стороной жизни РПСЦ стали действия по нормализации отношений с братской старообрядческой митрополией в Румынии. Архиерейское совещание представителей Московской и Белокриницкой митрополий, состоявшееся 14 сентября в селе Белая Криница в Украине, собрало 10 архиереев, в том числе двух Митрополитов, на священной для старообрядцев земле Буковины.
Контакты РПСЦ с представителями иных конфессий в прошедшем году не были особенно интенсивными. Состоялась встреча с епископом Сергием (Русская Древлеправославная Церковь - РДЦ), на которой был поднят вопрос о преодолении взаимного недоверия и возможности сближения. Имели место две встречи Митрополита Корнилия с председателем ОВЦС МП митрополитом Иларионом (Алфеевым). Предстоятель РПСЦ в своем докладе на Освященном Соборе РПСЦ 2011 г. указал, что "со всей прямотой и старанием мы обязаны облегчить путь возвращения в истинную Церковь всем тем, кто этого желает". Ряд лекций представители митрополии РПСЦ прочитали в образовательных структурах РПЦ МП.

РПСЦ с радостью встретила выход на экраны фильма режиссера Николая Досталя "Раскол", консультантом которого был сотрудник Московской митрополии РПСЦ Глеб Чистяков. Искренний интерес к проблеме Раскола XVII в. и неангажированная позиция самого режиссера хорошо чувствовались в его фильме. Как известно, некоторые представители "миссионерского" крыла РПЦ МП назвали этот фильм "пропагандой старообрядчества".

РПСЦ продолжила участие в дискуссии по поводу преподавания религии в школе. Митрополит Корнилий выступил на заседании президентского Совета по взаимодействию с религиозными организациями, где заявил, что "в духовном воспитании недопустимы принуждение, поспешность и равнодушие, которые могут иметь опасные последствия". В РПСЦ постепенно приходят к мнению, что именно незаинтересованное "светское" просвещение детей, изучение разных обычаев и осознание необходимости мирного сосуществования принесут больше пользы, чем навязывание конфессиональных и вероучительных норм обществу, остающемуся в массе своей далеким от христианской веры. Старообрядцы осознают, что проповедь православной веры не должна сводиться к навязчивому миссионерству, она подразумевает уважительное сотрудничество с самыми широкими кругами общественности, учеными, специалистами в области славянской книжности, иконописи, древлецерковного пения. Как правило, многие из них не только с симпатией относятся к старообрядчеству и его церковно-историческому и культурному наследию, но и весьма активно отстаивают его права в современном российском обществе. Поворот РПСЦ к светскому образованному обществу стал важной тенденцией 2011 г.

В этом же году представители РПСЦ много трудов положили для увековечивания памяти старообрядческих подвижников, в частности тех, кто пострадал в годы советских репрессий. Так, 9 мая, в день памяти святителя Стефана, епископа Пермского, архиереи и священники Московской и Белокриницкой митрополий отслужили заупокойную литию на месте захоронения невинно убиенных старообрядческих священнослужителей и мирян на Бутовском полигоне в Москве, где до сего дня не звучала молитва о репрессированных христианах-старообрядцах, во множестве похороненных там.

Важным событием года стало торжество обретения мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского, знаменитого начетчика и идеолога старообрядческого противомиссионерского апологетического движения. 23 сентября в храме Уральской старообрядческой общины (Казахстан), во время обретения мощей святителя, был отслужен молебен, а 25 сентября в городе Уральске, где служил св. Арсений, состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века и служил святитель Арсений, был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Продолжилось издание старообрядческих книг и журналов. Подготовлено к изданию собрание сочинений Архиепископа Иоанна (Картушина), вышел первый том сочинений епископа Михаила (Семенова), одного из самых ярких проповедников и апологетов Старой веры в ХХ в. Интересно, что немало изданий, затрагивающих тему старообрядчества, появилось благодаря светским издательствам (книга А.Е. Кабанова "Старообрядцы владимирских и костромских земель"; книги А.В. Крамера "Причины, начало и последствия раскола русской Церкви в середине XVII в.", М. Зеленогорского "Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского)", Пьера Паскаля "Протопоп Аввакум и начало раскола", В.Ф. Козлова "Москва старообрядческая"; книга исследователя причин и последствий раскола ХVII века Б.П. Кутузова "Феномен старообрядчества" и многие другие).

В октябре прошел Освященный Собор РПСЦ, который впервые ясно высказался о необходимости широкого использования интернета.

Все эти признаки оживления церковной и культурной жизни в РПСЦ соседствовали с довольно активной внутрицерковной дискуссией о поднятом А.Ю. Рябцевым вопросе, касающемся неточности православной Пасхалии. Рябцев призвал отказаться от принятой в настоящее время Пасхалии в пользу новой, в которой, по его мнению, нет ошибки, приводящей к периодическому совмещению недели Пасхи с опресночной неделей иудеев. Сам Рябцев, не дожидаясь решения Собора, перешел на новую Пасхалию и отпраздновал Пасху на неделю позже восточно-христианского мира. За эти новшества Рябцев был отлучен от Церкви. За ним последовал редактор журнала "Неопалимая купина" С. Аветян и главред сайта "Самарское староверие" И. Будкина.
 
Довольно быстро выяснилось, что новая пасхалия была предлогом для проекта возрождения "нео-неокружничества" (консервативного течения в Белокриницком согласии XIX-XX вв., связанного с радикальным неприятием всего никонианского). Неопасхалисты стали обвинять митрополию РПСЦ в "единоверии" и предрекать ее скорую смерть.
 
После отлучения их от РПСЦ неопасхалисты не предприняли попыток создать собственное согласие и пребывают в автокефальном состоянии. По вопросу Пасхалии состоялась интернет-дискуссия, в которой приняли участие представители РПСЦ, ДПЦ, РПЦ МП, а также епископ РПАЦ Григорий (Лурье). Ее участники высказались против исправлений, предложенных Рябцевым.
 
Параллельно с развитием "идейного" раздора из медиа-пространства постепенно уходят расколовшиеся на множество групп активисты протеста-2007 (самоназвание - ДЦХ БИ). Епископ Внифантий обратился в РПСЦ с просьбой о принятии, а остальные группы (группа Е. Елисеева, группа священника А. Черногора и группа епископа Алимпия) разошлись между собой еще дальше.
Несмотря на то, что РПСЦ при Митрополите Корнилии по-прежнему не может выйти на высокий уровень мобилизации, обозначенной покойным Митрополитом Андрианом в 2004 году, некоторые позитивные сдвиги в этом году все же произошли. Старообрядцы повернулись лицом к ученым и музейщикам, осознали необходимость более активного сотрудничества с ними. Даже неопасхалистский раздор показывает скорее не "замшелость", а живость дискуссии в старообрядческой среде.
 
Московская митрополия РПСЦ постепенно отходит от политики контактов и встреч с иноверцами, переходя к решению первостепенных внутренних задач: кадровой, интеллектуальной и социальной.

Древлеправославная Поморская Церковь (беспоповцы-поморцы) отметилась в 2011 г., прежде всего, масштабным проектом по староверской рекультивациии Русского Севера, начавшимся с построения паломнического комплекса в Нарьян-Маре, на месте страдания протопопа Аввакума, а также все более активной молодежной политикой. На их фоне продолжающийся раздор в РДКЦ (беспоповцы-федосеевцы) приводит к оттоку верующих в ДПЦ и дальнейшей маргинализации федосеевцев.

В РДЦ ("новозыбковские" беглопоповцы) активность прошлого года, когда под влиянием протоиерея А. Марченко Соборы принимали решения о борьбе с коммунистами, проводились встречи с представителями РПЦ МП и ставились новые епископы, сменилась затишьем. Интерес может вызвать только последнее решение Освященного Собора РДЦ по поводу протестов против фальсификаций результатов выборов в России, но оно выражено в столь завуалированном виде, что делать из него какие-то практические выводы затруднительно.

Наиболее активными в старообрядчестве оказались, как и следовало ожидать, поповцы РПСЦ и беспоповцы ДПЦ. Дальнейшее присутствие старообрядцев в общественной и религиозной жизни будет, видимо, связано именно с этими согласиями.

Виктор Иволгин,
для "Портала-Credo.Ru"
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 736 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 8
1  
На редкость непрофессиональный анализ - если его, конечно, писал профессионал. Но сдается мне, что это типичная заказуха, а адрес заказчика - Московская Митрополия. Три четверти этого "анализа" - почти текстуальное воспроизведение доклада митрополита Корнилия Освященному Собору РПСЦ, далее идет привидевшаяся, кажется, иерею А.Панкратову связь между "неопасхализмом" и неокружничеством (как автор обзоров об Окружном послании сразу скажу - я не отношусь к апологетам неокружничества абсолютно. Как, полагаю, и Рябцев с Аветяном). Завершают "анализ" снисходительное одобрение - в размере абзаца - поморцев за их "рекультивацию" Севера и изящный пинок РДЦ.

Собственно, весь анализ не без изящества. Перлы раскиданы по всему тексту. Одно только "оживление" и "поворот лицом" к музейщикам чего стоит.

Не поняла вот этого оборота: "Несмотря на то, что РПСЦ при Митрополите Корнилии по-прежнему не может выйти на высокий уровень мобилизации, обозначенной покойным Митрополитом Андрианом в 2004 году". Объяснил бы кто: а мобилизация - это что такое в данном контексте? Кто кого и куда мобилизует (и мобилизовывал)?

А это апофеоз: "Московская митрополия РПСЦ постепенно отходит от политики контактов и встреч с иноверцами, переходя к решению первостепенных внутренних задач: кадровой, интеллектуальной и социальной".
Ну и кому это выгодно?

Тот еще "анализ"... И возвращаясь к профессионализму. "После отлучения их от РПСЦ неопасхалисты не предприняли попыток создать собственное согласие и пребывают в автокефальном состоянии", - пишет автор.

Поглядел бы, сердешный, в словарь, что ли. Вот, например: Автокефалия — принцип устроения православных церквей, который означает независимость поместной национальной церкви, имеющей собственного главу (предстоятеля) — патриарха, архиепископа или митрополита. Приятно, конечно, что автор согласен с нами относительно того, что мы - в православной церкви. Вот только непонятно: кто же у нас патриарх или митрополит?
А может, автор просто перепутал понятие автокефальности с понятием "акефалия"? (Акефалия - тип социальной организации с отсутствием ярко выраженной институционализованной, централизованной власти.)

В общем, несерьезно это для серьезного вроде портала - такая заказная и поверхностная "аналитика"

6  
Если уж вносить кристальную ясность в вопрос о "кефальности", так по моему глубокому убеждению у любой христианской общины может быть только одна "кефальность" - Христокефальность, т.к. все христиане суть члены тела Христова.

А все иные "авто", "мото", "вело" "кефальности" - это всё от лукаваго.

7  
Ира, чессное слово, смешно. Какой заказ Митрополии? Для того, чтобы делать заказы надо иметь голову на плечах, широкие связи и деньги в кармане. А тут просто топорная работа псевдонимного журналиста. Взял человек первое, что наше в и-нете, сбил, сколотил, вот и хорошо. А вы – заказ! Чессное слово, какой заказ biggrin

8  
Дима, дорогой, не нужно изображать наивность - это даже некрасиво как-то. Уж Вам ли не знать, через кого на Кредо.ру Митрополия заказуху размещать может?

2  
"После отлучения их от РПСЦ неопасхалисты не предприняли попыток создать собственное согласие и пребывают в автокефальном состоянии", - пишет автор"

С кем не бывает. Перепутал прямой угол с температурой кипения. Ну так гуманитарию и не в зазор smile

3  
Даже представить себе не могу, с чем автор спутал мобилизацию.

4  
surprised может с медитацией? wink

5  
А еще в этом году старообрядцы вышли намитинги против диктатуры и гос. идеологии. На Сахарова их было минимум 4 человека. В этом году люди отказывались исключать Рябцева из состава общины и не потому, что неопасхалисты, а потому, что неприлично. Так, что авторы и паче заказчики статьи слушайте новогодню песенью и ждите перемен.

http://www.youtube.com/watch?v=ml1ao_QHiMQ

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]