Главная » 2010 » Июль » 11 » Взгляд со стороны: Лондонские древлеправославные христиане
09:06
Взгляд со стороны: Лондонские древлеправославные христиане
Независимая еженедельная газета "Англия", выходящая на русском языке в Великобритании, в разделе "Наши на острове" опубликовала статью о староверах-поморцах, которые организовали в Великобритании свою общину.
 
Лондонские древлеправославные христиане
 
Понять, зачем бы­ло обрекать себя на смерть и царскую неми­лость, а также, чем староверы отличаются от прочих христиан, почему люди сегодня выбирают «ста­рую веру», мне помогла лич­ная встреча с Татьяной Коло­совой-Переста, публицистом, исследователем и координатором британской общины староверов. Татьяна Георгиевна взяла на себя миссию сохра­нить древлеправославную ве­ру предков и открыть с дру­гими активистами в Лон­доне свой храм. В марте этого года уже состоялось первое креще­ние на территории Англии. По­ка у общины нет своего помещения для храма, ведутся его активные поиски, но несмотря на это, уже сейчас в староверской общине активно принимают заявки на церковные таинства и происходят богослужения.

Татьяна Георгиевна зара­жает своим интересом к рас­кольникам, ведь их, действи­тельно, было за что уважать. Противники Никона остались верны древним церковным об­рядам, которые пришли с кре­щением Руси. «Мы храним древлеправославную веру, ко­торую нам принес князь Владимир. Все наше православие существовало на этой базе до середины XVII века, до патриарха Ни­кона. Это был Алексеевский период, когда царь и его ок­ружение начали государственные реформы, и началось все с церкви. Одной из главных реформ стало крещение не двумя перстами, а тремя. Восьмиконечный крест заменили четырехугольным. Были внесены изменения также в богослуженческое пение. Стали иначе писать имя сына божего «Иисус» вместо «Исус»», – рассказывает Татьяна Колосова-Переста.

 
 
Два года назад наша героиня оформила свои двадцатилетние исследования о старообрядчестве и роде Колосовых в книгу «Москвино за нами», которую назвала в честь родной деревни. До переезда в Британию Татьяна Георгиевна преподавала английский язык в латвийском городе Прейли, занималась общественной ра­ботой, работала в доме культуры и творчества, активно участвовала в жизни староверских общин, редактировала газету, горожане даже на­зы­ва­ли ее неофициальным мэ­ром латвийского Прейли. По ее инициативе было создано Славянское культурно-просветительское общество.
 
«Неприятие реформы Ни­кона середины XVII века на­зывают прообразом револю­ции 1917 с последующей граждан­ской войной. Было то же са­мое: люди убегали из государства, потому что на них начались гонения, людей уничтожали, брат шел на брата, отец – на сына. Даже Александр Солженицын писал, что действия царя и Никона стали «великим цер­ковным преступлением, с ко­торого началась гибель Рос­сии», – рассказала Татьяна Колосова.

Существуют много споров, чем термин «староверы» отли­чаются от термина «старооб­рядцы». Некоторые даже за­являют, что стоит отказаться от использования термина «старовер», ибо никакой «старой веры» нет, а есть следование древним (дониконианским) обрядам, которые современной Русской Православной Церковью признаются «рав­носпасительными», а их пос­ледователи именуются «старообрядцами». Так исторически сложилось, что сами раскольники разделились на несколько течений. Татьяна Колсова-Переста, как и ее предки, примкнула к одному из самых крупных течений – поморской беспо­повской древлеправославной вере. Обряд крещения она прошла в более чем сознательном возрасте – в 35 лет. Она выбрала этот путь, пог­рузившись в исследования веры, от которой не оступились ее родные.

Гордость за предков

О поморцах Татьяна говорит с искренним восхищением. Слушая ее, все больше начинаешь уважать этих людей за твердость характера и сохранение запретной веры. Многие представители самых извест­ных купеческих родов Мо­ро­зовых, Мамонтовых, Куз­не­цо­вых были потомками рас­коль­ников. Их трудо­лю­бие передавалось из поко­ления в поко­ление, ведь за веру нуж­но бы­ло платить двойной об­рок ца­рю. «Кстати, у Моро­зо­вых есть связь с Англией, они ез­дили сюда и учиться, и ле­читься, наладили контак­ты, покупали здесь оборудо­вание, модернизируя тем са­мым свои предприятия, при­во­зили от­сю­да работников. Скажем, футбол в Подмос­ковье поя­вился благодаря этой связи с Анг­лией. При­ехавшие из Анг­лии рабочие показали, как можно с пользой и интересом проводить свободное время, научив мест­ных играть в футбол».

Про других же староверов-трудоголиков Татьяна Геор­гиевна рассказала, что бежав после раскола, они уходили в непроходимые леса, которые расчищали кусочек за кусочком, сначала для дома, потом для огорода. Они уходили в бурлачества, работали на фабриках и заводах. Часто муж уезжал на заработки, обычно зимой, а жена оставалась хозяйкой в доме, а дел у нее было мно­го. В конце XIX века в нор­мальной старообрядческой семье было от 3-х до 7-9 де­тей. Трудо­любие прививали с младенческих лет. Многие семьи были зажиточными (их потом рас­кулачили) именно потому, что не они веселились. Даже гармошка пришла в староверческие семьи только в 1950-е годы – первых гармонистов из староверов чуть ли не отступниками называли».

Отменное здоровье старо­веров – признанный факт. «Ста­роверы постоянно молились, постились, им было запрещено курить, пить, они вели здоровый образ жизни. И представьте, если такое здоровье передавать из поколения в поколение? – говорит Тать­я­на Колосова-Переста.
 
– По­чему важно изучать свою ро­дословную? Потому, что ка­кое здоровье было у ваших предков, такое наследство получите вы. Какое было здо­ровье у вашего предка 5 по­ко­лений назад, такое будет у вас – то есть родителей ва­ших прапрабабушек и деду­шек. Опять же, если посмот­реть, чем за­нимались ваши предки, какие выбирали про­фессии. Это мо­жет помочь для выбора жизненного пути. Это закономерно, потому что мы являемся маленьким звеном целого по­коления, которое было до нас и будет после нас. Мы – это мостик из прошлого в будущее».

Назад к истинной вере

Сама Татьяна Колосова про­исходит из очень религиозной старообрядческой семьи. Ее предки поселились на лат­галь­ской земле три столетия назад. На земле прапрадеда Наума Ульяновича Колосова в 1887 году была построена вто­рая Москвин­ская моленная, и его дважды избирали духовным наставником об-щины. Он, кстати, прожил до 115 лет. Но так случилось, что отец Татьяны Георгиевны в послевоенное время был от­п­равлен по этапу до Дальнего Востока, где он и встретил свою будущую супругу и мать нашей героини. Только когда старшей дочери Тане исполнилось 6 лет, отец привез свою жену и еще двоих детей на родину, в Латвию. Это было в 60 годах ХХ века. Какие-то старообрядческие привычки соблюдались сна­ча­ла в семье родителей Коло­со­вой, а потом и в ее собственной. Например, персональная посуда для каждого члена семьи. «Я свою кружку даже мыть другому человеку не разрешаю», – смеется она.

Староверы в Британии Татьяна приехала в Велико­британию в 2005, когда нашла по интернету вакансию со­циального работника в Север­ном Уэльсе. Когда уезжала, единомышленники дали задание: объединить староверов Британии.

Это и случилось со временем. Пока она жила и работала в Уэльсе создавать общину было трудно, но с переездом в Лондон все изменилось: «Староверов здесь всегда хватало, но они не были организованы, здесь никогда не бы-ло общины. В Манчестере я в православном храме встре­тила старовера, который дол­гое время молился дома, а по­том пришел в церковь, чтобы не забыть язык. Мой дядя то­же жил недалеко от Манчес­тера, но мы с ним не успели встретиться. Я давала объявления в газетах, социальных сетях, люди откликались».

В Лондоне она продолжает заниматься исследовательской деятельностью. Сейчас она ра­ботает над статьей о колоколе, который звонит в латвийском Москвино. Оказалось, что этот колокол приехал из Подмосковья, и под ним венчался Павел Третьяков (собиратель картин и основатель знаменитой галереи) с Верой Мамонтовой.

«Я очень богатая женщина, потому что у меня есть и ро­дина и отечество. Родина – это Дальний Восток, где я ро­дилась, а отечество – это зем­ля моих отцов, деревня Моск­вино (по-латышски звучит как «Масковиня», если перевести, то получается «ма­ленькая Москва»), – говорит она.

Татьяна считает себя счастливой еще и потому, что сейчас она живет в той среде, которую изучала сама много лет, преподавая язык Байро­на и Шекспира лат­вийским детям. В октябре сос­тоится официальное про­возглашение общины. Ожида­ется, что древлеправославная поморская церковь Великобритании и Ирландии с центром в Лон­доне также откроется в октябре.

Анастасия Байда

Англия, 2010, 9 июля
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1665 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 Кресъ  
0
hello flower

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]