"Этот храм чем-то напоминает театр, и так оно и было задумано", - говорит наш юный экскурсовод Анастасия, указывая на классически строгое прямоугольное здание, предназначенное исключительно для летней эксплуатации и неотапливаемое. Однако сейчас на дворе поздняя осень, и этот по-летнему светлый храм утопает в ноябрьской слякоти. Исторически поселения старообрядцев возникли на юго-востоке Москвы в районе Таганки. Начиная с 18 века, староверы получили право на строительство на территории Рогожской заставы целого ряда храмов и кладбища (второе старообрядческое кладбище находится на северо-востоке столицы) при условии, что эти церкви не будут соперничать с роскошными православными храмами. Именно на этой земле с ее скудной зеленью и многочисленными стройками, отгороженной от внешнего мира автострадой, заводом и рынком, и располагается главный центр "старой веры".
Старообрядцы - это последователи православной веры, отвергшие церковную реформу. В середине 17 века Патриарх Московский и всея Руси Никон ввел ряд незначительных изменений в чинопоследование литургии. Например, он предписал совершать крестное знамение тремя перстами вместо двух, чтобы привести русские православные обряды в соответствие с греческими канонами и превратить Москву в Третий Рим.
Пользуясь огромной поддержкой со стороны царя, высшее православное духовенство наложило запрет на старые обряды и предавало анафеме всех, кто их соблюдал. В течение нескольких веков староверы, или, как их еще называли, раскольники, подвергались жестоким гонениям. Многие из них эмигрировали в Австралию и США. Тем не менее, даже сегодня в Москве еще можно встретить последователей старой веры, которые крестятся двумя перстами и кладут земные поклоны перед иконами. Сегодня старообрядцев в России насчитывается немногим более миллиона.
В зимнем храме, меньшем по размеру, чем летний "театр", слышится шепот, истовые молитвы верующих и пение мужского хора. Мужчины, все сплошь с бородами, занимают правую сторону храма, а женщины в туго завязанных платках, держатся слева. Совершается таинство крещения, и поэтому верующие одеты в костюмы, которые в 18 веке традиционно носили русские купцы и дворяне: цветные кафтаны, расшитые жемчугом платки, пояса на талии у мужчин, призванные отделить нижнюю, низменную часть тела от верхней, исполненной духовности. Как в повседневной жизни, так и во время церковных богослужений староверы, ультраконсерваторы и фундаменталисты по своей сути, отличаются крайней принципиальностью в вопросах религии. "Главное отличие старообрядческой Церкви от реформированной состоит в том, что для исповедания веры нам не нужен священник, - поясняет Алексей Муравьев, заместитель директора Старообрядческого духовного училища, специалист в области богословия Восточной Церкви и истории христианства в Средней Азии и на Кавказе и бывший сотрудник Национального центра научных исследований в Париже. - Последователи православного вероучения, оказавшись без поддержки духовенства, перестают посещать храм, в то время как у староверов место священника может занять отец семейства. Это делает их более независимыми, ответственными и преданными вере".
Противостояние между старообрядцами и официальной православной Церковью носит как политический, так и идеологический характер: приверженцы старой веры одновременно отстаивают национальную русскую самобытность и борются за свою независимость от властей предержащих. Алексей Муравьев комментирует это следующим образом: "До реформы Никона в русском христианстве уже существовали зачатки демократии, которые получили дальнейшее развитие среди старообрядцев и были полностью задавлены внутри официальной православной Церкви, которая предпочла заключить политический союз с царской властью и принять вертикальную структуру управления. Наш главный упрек в адрес современной православной Церкви касается ее чрезмерной близости к правящему режиму и полной зависимости от него".
Маша Фогель, специально для La Russie d’Aujourd’hui
|