Главная » 2011 » Февраль » 12 » Взгляд со стороны: Последнее сопротивление в современности (перевод публикации во вкладке La Russie d'Aujourd'hui в Le Figaro)
16:26
Взгляд со стороны: Последнее сопротивление в современности (перевод публикации во вкладке La Russie d'Aujourd'hui в Le Figaro)
"Этот храм чем-то напоминает театр, и так оно и было задумано", - говорит наш юный экскурсовод Анастасия, указывая на классически строгое прямоугольное здание, предназначенное исключительно для летней эксплуатации и неотапливаемое. Однако сейчас на дворе поздняя осень, и этот по-летнему светлый храм утопает в ноябрьской слякоти. Исторически поселения старообрядцев возникли на юго-востоке Москвы в районе Таганки. Начиная с 18 века, староверы получили право на строительство на территории Рогожской заставы целого ряда храмов и кладбища (второе старообрядческое кладбище находится на северо-востоке столицы) при условии, что эти церкви не будут соперничать с роскошными православными храмами. Именно на этой земле с ее скудной зеленью и многочисленными стройками, отгороженной от внешнего мира автострадой, заводом и рынком, и располагается главный центр "старой веры".

Старообрядцы - это последователи православной веры, отвергшие церковную реформу. В середине 17 века Патриарх Московский и всея Руси Никон ввел ряд незначительных изменений в чинопоследование литургии. Например, он предписал совершать крестное знамение тремя перстами вместо двух, чтобы привести русские православные обряды в соответствие с греческими канонами и превратить Москву в Третий Рим.

Пользуясь огромной поддержкой со стороны царя, высшее православное духовенство наложило запрет на старые обряды и предавало анафеме всех, кто их соблюдал. В течение нескольких веков староверы, или, как их еще называли, раскольники, подвергались жестоким гонениям. Многие из них эмигрировали в Австралию и США. Тем не менее, даже сегодня в Москве еще можно встретить последователей старой веры, которые крестятся двумя перстами и кладут земные поклоны перед иконами. Сегодня старообрядцев в России насчитывается немногим более миллиона.

В зимнем храме, меньшем по размеру, чем летний "театр", слышится шепот, истовые молитвы верующих и пение мужского хора. Мужчины, все сплошь с бородами, занимают правую сторону храма, а женщины в туго завязанных платках, держатся слева. Совершается таинство крещения, и поэтому верующие одеты в костюмы, которые в 18 веке традиционно носили русские купцы и дворяне: цветные кафтаны, расшитые жемчугом платки, пояса на талии у мужчин, призванные отделить нижнюю, низменную часть тела от верхней, исполненной духовности. Как в повседневной жизни, так и во время церковных богослужений староверы, ультраконсерваторы и фундаменталисты по своей сути, отличаются крайней принципиальностью в вопросах религии.
"Главное отличие старообрядческой Церкви от реформированной состоит в том, что для исповедания веры нам не нужен священник, - поясняет Алексей Муравьев, заместитель директора Старообрядческого духовного училища, специалист в области богословия Восточной Церкви и истории христианства в Средней Азии и на Кавказе и бывший сотрудник Национального центра научных исследований в Париже. - Последователи православного вероучения, оказавшись без поддержки духовенства, перестают посещать храм, в то время как у староверов место священника может занять отец семейства. Это делает их более независимыми, ответственными и преданными вере".

Противостояние между старообрядцами и официальной православной Церковью носит как политический, так и идеологический характер: приверженцы старой веры одновременно отстаивают национальную русскую самобытность и борются за свою независимость от властей предержащих. Алексей Муравьев комментирует это следующим образом: "До реформы Никона в русском христианстве уже существовали зачатки демократии, которые получили дальнейшее развитие среди старообрядцев и были полностью задавлены внутри официальной православной Церкви, которая предпочла заключить политический союз с царской властью и принять вертикальную структуру управления. Наш главный упрек в адрес современной православной Церкви касается ее чрезмерной близости к правящему режиму и полной зависимости от него".
 

Маша Фогель, специально для La Russie d’Aujourd’hui
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1079 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 6
1 Сергiй_Аветянъ  
1
Простите меня братия и сестры, но вот это мощное высказывание "заместителя директора Старообрядческого духовного училища, специалиста в области богословия Восточной Церкви и истории христианства в Средней Азии и на Кавказе и бывшего сотрудника Национального центра научных исследований в Париже" и прочая и прочая и прочая:

"Наш главный упрек в адрес современной православной Церкви касается ее чрезмерной близости к правящему режиму и полной зависимости от него" (наши-то иерархи, понятное дело куда низависимее! Там где никониане в президиуме, наши в зале сидят. Понятное дело от властей, в том же президиуме сидящих, это неизмеримо дальше :))

в сочетании с вот этим не менее ярким пассажем: "пояса на талии у мужчин, призванные отделить нижнюю, низменную часть тела от верхней, исполненной духовности"

вызывают у меня грешника такую вот ассоциацию по поводу связи низменного нижнего и верхнего преисполненного духовности:

"Сидит некто на крыльце с выражением на лице. Выражает то лицо чем садятся на крыльцо".

В сочетании с "цветными кафтанами и расшитыми жемчугом платками" выражение на сим лице наводит на мысль о полной... (гармонии конечно же).

Наконец-то к известной симфонии властей добавилась ещё и "духовная оппозиция". Вот теперь-то уж концерт так концерт. Хоть в летнем театре, хоть в зимнем. Главное исполнителей подкармливать тщательнее, чтобы с голоса не спали. smile


2 Aleko  
0
Все места и роли в обществе распределены.

Занимайте места согласно заранее купленным билетам. fear


3 Александр  
0
"Этот храм чем-то напоминает театр, так оно и было задумано",-говорит наш юнный экскурсовод Анастасия..

Интересно, где это Анастасия такое прочитала??


4 Konstantin  
0
У Вильяма нашего, Шекспира... dry

5 Александр_П  
0
Бред какой-то. Ощущение, что журналист вообще не понял, что ему говорили.

6 Евгений_Иванов  
0
"Совершается таинство крещения, и поэтому верующие одеты в костюмы, которые в 18 веке традиционно носили русские купцы и дворяне: цветные кафтаны, расшитые жемчугом платки, пояса на талии у мужчин, призванные отделить нижнюю, низменную часть тела от верхней, исполненной духовности."

Лет семь назад, только у одного прихожанина был синий кафтан, у остальных черные и на крещение посторонних не допускали. Про театр промолчу.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]