Самарское староверие Пятница, 24-04-19, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Афон [2]
Святая Земля [0]
Кипр [3]
Греция [2]
Италия [8]
Константинополь [3]
Храм Святой Софии
Крым [1]
Малая Азия [5]
Синай [3]

Наш опрос
Ваш возраст:
Всего ответов: 1771

Главная » Статьи » Православие в красках » Константинополь

Студийский монастырь (Константинополь)

На фото: апсида базилики св. Иоанна Предотечи Студийского монастыря

Студийский монастырь был основан в V в. при императоре Льве Великом. В то время в Константинополь из Рима прибыл вельможа по имени Студий (византийские писатели называли его патрицием и консулом). Он основал храм в честь св. Иоанна Предотечи, который и стал центром монастырского комплекса.

Остатки монастырской стены


Монастырь считался одной из святынь Константинополя, здесь хранилась честная глава св. Иоанна Предотечи, византийские императоры по традиции ежегодно совершали сюда выход в монастырь, подробно описанный в книге "De ceremoniis". Монастырь оказал огромное влияние на культуру и искусство всего христианского Востока — в том числе и культуру Руси.

Внутренняя часть базили св. Иоанна Предотечи

При Константине Копрониме монастырь пострадал от иконоборцев, так как стал центром сопротивления иконоборцам. Наибольшей Студийский монастырь достиг при прп.Феодоре Студите, игумене, стоявшем во главе сторонников иконопочитания. В значительной степени, благодаря его ярким проповедям и трудам в защиту икон, иконопочитание было восстановлено.

Среди руин монастыря

За противостояние иконоборческой реформе преподобный Феодор, игумен Студийского монастыря в Константинополе, в 815 году был отправлен в ссылку в крепость Метопу в Вифинии. Прежде чем покинуть монастырь, студийский игумен заповедал братии не оставаться в столице, а разделиться на 72 группы и жить под руководством старцев, поставленных им во главе каждой из этих групп.

Под определениями Седьмого Вселенского Собора, восстановившего иконопочитание, первым за епископами подписался архимандрит Сава, игумен Студийского монастыря.

После окончательного восстановления иконопочитания (843 год) монахи-студиты вернулись из рассеяния и во главе с игуменом Навкратием собрались в Студийском монастыре, куда 26 января (8 февраля) 844 года были перенесены мощи преподобного Феодора Студита, скончавшегося 11 марта 826 года в изгнании.

Возобновление древнего константинопольского Студийского монастыря в конце VIII столетия стало поворотным пунктом в истории византийского монашества. До второй половины XI века, когда центром новой монастырской реформы стал константинопольский Евергетидский монастырь, именно студийские обычаи во многом определяли монашескую жизнь и богослужение в византийских обителях. Уже в начале IX века в Студийском монастыре началось формирование комплекса канонических дисциплинарных и богослужебных текстов, фиксировавших результаты трудов преподобного Феодора Студита по устроению киновиального строя в монастырях.

К каноническим текстам студийского происхождения относятся Монашеские заповеди, Главы о трапезах и Главы о распределении пищи. Монашеские заповеди, составителем которых был преподобный Феодор Студит, регламентировали монастырскую жизнь в общежительном монастыре, Студийские богослужебные главы и Студийский синаксарь.

Грамотой патриарха Матфея (1381) Студийскому игумену усвояется первенство между архимандритами. При занятии Константинополя крестоносцами Студийский монастырь сильно пострадал от пожара, но не был совершенно разрушен. Константин Палеолог восстановил монастырь, и в этом виде он продолжал существовать до взятия Константинополя турками.

Студийский монастырь был известен во всем православном мире, описывали его и русские паломники. По словам Стефана Новгородца, он и его спутники целовали здесь мощи св. Савы и удивлялись великолепию монастыря, особенно его трапезы.

Среди игуменов монастыря было немало святых: прп. Феодор Студит, прп.Платон Студийский, прп. Никола Исповедник, игумен Студийский, среди насельников известны выдающиеся авторы богослужебных песнопений: Иосиф Студит, Николай Студит, Климент Студит.

Захватив Константинополь, турки обратили храм в мечеть, известную под именем Имрахор-Джамили (Imrahor Gamilii).

Кровля базилики рухнула сто лет назад под тяжестью снега – что для Стамбула настоящая экзотика. В начале 20-х гг. ХХ в. в Стамбуле случился сильный пожар, уничтоживший значительную часть города. Жители сгоревших домов разбирали развалины базилики и использовали камни для постройки домов. Среди развалин сохранились остатки полов — малахит, порфир, мрамор.


Другие материалы по теме
Категория: Константинополь | Добавил: samstar (07-10-25)
Просмотров: 4451

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024