Самарское староверие Пятница, 24-04-19, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Афон [2]
Святая Земля [0]
Кипр [3]
Греция [2]
Италия [8]
Константинополь [3]
Храм Святой Софии
Крым [1]
Малая Азия [5]
Синай [3]

Наш опрос
Ваша конфессиональная принадлежность
Всего ответов: 2824

Главная » Статьи » Православие в красках » Италия

Мозаики Равенны. Ч.1. Базилика Сан-Витале

Равенна - небольшой городок в итальянской провинции Эмилия-Романья. В пятом веке она была столицей Западной империи - варварского государства, затем ее захватили византийцы и сделали административным центром. Равенна была своеобразным мостом между Римом, Миланом, Константинополем и Антиохией, поэтому западные и восточные элементы самым прихотливым образом сочетались в облике Равенны и ее памятниках. Утратив впоследствии значение политического и торгового центра, Равенна приобрела другое значение - одной из столиц мирового искусства. Именно здесь сохранился уникальный ансамбль мозаик V–VII веков, равного которому нет ни в одном другом городе мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные мозаики Константинополя, Палестины, Сирии.

Свой рассказ о мозаиках Равенны мы начинаем с церкви Сан-Витале. Она была заложена при епископе Экклесии в 524 (526) году, освящена в 547 году. Здесь находятся мощи жившего в 7 веке покровителя Равенны, св. прп. Виталия. Св. прп. Виталий был иноком в Александрии во времена патриарха Иоанна Милостивого. Он работал поденщиком и заработанные тяжелым трудом деньги отдавал блудницам, желая спасти их от дальнейшего падения и вернуть к праведной жизни. Преподобный молился за несчастных, ночами ходил в публичные дома, увещевая падших покаяться. Он не открывая братьям – монахам истинной причины этих посещений и был ими глубоко презираем. Только после его смерти, когда на похороны пришли десятки благочестивых жен-покаявшихся блудниц, а тело св. Виталия не обнаружило признаков тления, монахи поняли силу любви и величие духа этого человека.


Церковь представляет собой восьмиугольную базилику-мартирий. Основу конструкции составляют восемь высоких опор, несущих купол. Опоры соединяются между собой полукруглыми двухэтажными аркадами, так что вокруг центрального пространства образуется венок ажурных криволинейных форм.


За аркадами находится галерея, обходящая центральное подкупольное ядро храма. Стены основного пространства украшены мраморной инкрустацией.



В конхе апсиды изображен Господь Исус Христос в окружении ангельских чинов, восседающий на мандорле небесного цвета. Христос протягивает мученический венец св. Виталию, которого представляет ангел. С другой стороны ангел подводит к Спасителю строителя церкви св. Экклесия, котоый изображен уже с венцом в руках. Из-под ног Спасителя вытекают четыре евангельские реки.


Ангелы и святые расположены по сторонам Христа симметрично: св. Виталий принимает от Господа дар, св. Экклесий сам преподносит Христу модель храма, но тем не менее святые словно не видят друг друга. Они жили в разное время, никогда не встречались друг с другом, но вместе предстали перед Царем Небесным. Время разделило их, а вечность - объединила.


Свод алтаря увенчивает главный христианский жертвенный символ - апокалиптический Агнец, венчающий мироздание. Медальон с Агнцем поддерживают четыре ангела - символы четырех сторон света - в окружении райских дерев и растений, птиц и животных.



Тема ветхозаветных прообразований Жертвы Христовой и Евхаристии раскрыта в сценах Гостеприимства и Жертвоприношения Авраама. Первая из них в позднейшей период оформилась в иконографический тип Троицы ветхозаветной, в соответствии с христианским истолкованием этого события как Теофании трехипостасного Бога. Голова жертвенного агнца, в виде угощения поданная странникам Авраамом, была воспринята как прообраз Жертвы, предложенной всей Св. Троице.


Стены пресбитерия украшены сюжетами ветхозаветных жертвоприношений (на фото - жертвоприношение Авеля и Мелхиседека). Мозаики с этими сценами располагаются в люнетах над тройными аркадами, ведущими из центрального алтаря в жертвенник и диаконник.


Выше люнетов, под аркадами второго яруса, в центре располагаются ангелы, несущие хризмы, по сторонам ангелов - фигуры пророков в рост (Исайя, Иеремия), символически связанные со сценами жертвы в люнетах. Склоны триумфальной арки украшают медальоны с полуфигурами апостолов вокруг Спасителя в замке арки.


Один из медальонов с изображением св. ап. Андрея


В восточной части храма, над тем местом, где совершалось торжественное богослужение, с двух сторон друг против друга изображены две процессии, приносящие дары храму - императора Юстиниана и его жены Феодоры, окруженных свитой.


Юстиниан, в прошлом бедный иллирийский крестьянин, благодаря смелости и решительности вознесшийся к высотам императорской власти, предоставил византийской церкви новые экономические и юридические льготы, даровал ей земли и имущество. По его словам, «источником всех богатств церквей является щедрость императора». Поэтому в равеннской мозаике императорская чета представлена как дарители (донаторы) - оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды. Акт принесения жертвы земными правителями перекликается с темой чистой жертвы Христа. Дары Юстиниана и его жены становятся символом вечного донаторства византийских властителей христианской церкви.


Высоко вознесенные над толпой молящихся, они выступают, словно участвуя в величаво-торжественной церемонии. Император в роскошных, богато украшенных одеждах, увенчанный короной, усыпанной драгоценными каменьями, держит в руках большую золотую чашу. Подле него - высший церковный иерарх Равенны, архиепископ Максимиан. Рядом с ними, будто выстроившись в строгую шеренгу, - придворные, священнослужители, воины императорской гвардии.


Во главе другой процессии - супруга императора Юстиниана Феодора. Феодора, дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, смелая и умная, своекорыстная и мстительная, энергичная и прекрасная - считается одной из самых знаменитых женщин византийской истории. Подробности биографий императорской четы служили любимой темой пересудов константинопольской черни, в то время как мудрые государственные установления Юстиниана и незаурядный ум Феодоры стали предметом внимания историков. Однако ни намека на личные качества изображенных нельзя усмотреть в отрешенном выражении большеглазых лиц, в застывших позах венценосцев. Все плотское, сиюминутное, недостаточно пристойное для храма, словно осталось за его пределами: Юстиниан и Феодора изображены как идеальные образы идеальных правителей.


Мозаичные композиции храма блистают и искрятся чистыми цветами, переливаются радужными оттенками розовых, зеленых, голубых, фиолетовых смальт. Поблескивание золота на фоне и в одеждах достигается благодаря тому, что отдельные кусочки смальты уложены не гладко, а под разными углами. Поэтому излучаемый мозаикой свет вибрирует, колеблется, создавая впечатление какой-то мерцающей, чудесной атмосферы, которая пронизывает теплыми лучами весь интерьер храма. Становится понятен смысл слов писателя VI века Венанция Фортуната: «Они [т. е. фигуры] движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность [мозаики] пребывает в волнении подобно водам морским». Об этом же свидетельствует и одна из надписей в Равенне (конец V — начало VI века): «Aut lux hic nata est, aut capta hic libera regnat» [Либо здесь родился свет, либо, плененный, он царит здесь свободно]

Наш словарик

Апсида (от греч. hapsis - свод) - полукруглый, прямоугольный или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, символизирующими небесный свод. Купола в христианских храмах означают купол неба.

Конха (от греч. kónchе - раковина) - полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи. широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхе нередко помещались мозаики или росписи с изображением Христа, Богородицы, христианских святых

Люнет, люнетта (франц. lunette, букв. – лунка)- арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью. В сквозных люнетах помещаются окна, глухие люнеты часто украшаются росписью или скульптурой

Мандорла (от. лат. рыбий пузырь или от ит. mandorla - миндалина) - ореол миндалевидной формы вокруг изображаемой фигуры. Принятое в христианской живописи изображение миндалевидного сияния вокруг фигур Христа и Богородицы - в том числе в сценах Вознесения, Преображения - стало символом Божественного света. Эта форма видоизменялась в раннем христианском искусстве. Первоначально мандорла изображала облако, в которое вознесся Христос, но со временем стала использоваться как своего рода ореол-свет, исходящий от Христа.Затем изображениемандорлы было перенесено на Богородицу,когда она изображалась принимаемой на небо (в иконах Успения). Встречается изображение мандорлы, составленное из семи голубей и означающее семь даров Святого Духа.

Мартирий (гр. μαρτΰριον, лат. memoria) - здание или усыпальница, сооруженная над могилой мученика или на месте, связанном с жизнью Христа или святого.

Пресбитерий (позднелат. рresbyterium - место для избранных, от греч. presbyteros - старейшина) - в европейской и восточно-христианской церковной архитектуре пространство между солеёй и престолом

Использованы материалы и фото с сайтов:

http://www.classicalmosaics.com/photo_album.htm

http://www.smirnova.net/articles/iskustvo/110/

http://www.paradoxplace.com

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19044

Категория: Италия | Добавил: samstar (07-10-25)
Просмотров: 12501

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024