Самарское староверие Среда, 24-04-17, 00:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Афон [2]
Святая Земля [0]
Кипр [3]
Греция [2]
Италия [8]
Константинополь [3]
Храм Святой Софии
Крым [1]
Малая Азия [5]
Синай [3]

Наш опрос
Часто ли Вы посещаете Самстар?
Всего ответов: 1215

Главная » Статьи » Православие в красках » Италия

Мозаики Равенны. Часть 4. Баптистерий православных

Знакомство с раннехристианскими мозаиками Равенны мы продолжаем рассказом о баптистерии православных, построенном в V в.


Название "баптистерий православных" не случайное: в Равенне есть еще один древний баптистерий, арианский. Еще одно название баптистерия православных, также ставшее почти официальным, - баптистерий Неона, или баптистерий Неониано. Оно происходит от имени Неона, епископа Равенны (451-73 гг.), при котором в здании баптистерия завершились внешние и внутренние работы, и баптистерий приобрел свой нынешний вид. Именно при епископе Неоне плоское перекрытие крыши было заменено куполом. Тогда же выполнены и мозаики.


Баптистерий (крещальня) православных - пример постройки центрического типа. В плане представляет собой восьмиугольник.


Изначально здесь были римские термы (бани). Позднее более древняя мраморная отделка была удачно соединена с византийскими мозаиками.


В куполе, непосредственно над крестильной купелью, - мозаика со сценой Крещения Спасителя (Богоявления). Раннехристианская иконография Крещения предполагает изображения юного обнаженного Христа, стоящего по пояс в воде, Иоанна Предотечи справа от Него, и фигуры, персонифицирующей Иордан.


Мозаика кажется «вписанной» в сферу купола, это достигается особым приемом: фигуры и разделяющие их элементы являются своего рода радиусами: от центрального диска словно исходят золотыми лучи. «Свет пришел в мир», и мотив света, истекающего от центрального медальона с Христом, обозначенный белыми и золотыми потоками (в уровне апостольского круга), обретает в композиции особое значение.

Фигуры апостолов показаны в движении. Поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. В апостольских хитонах варьируются только два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный. Лишь разноцветные тени (серые, голубые, сизые) оттеняют эти светоносные ризы. Золотые одежды уподоблены тонкой воздушной ткани - она ложится пышными, словно вздувающимися складками. Белая ткань, напротив, застывает неестественно ломкими складками. Лики апостолов внушительны, каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью.

Богоявление - это, в первую очередь, истечение света, дарование света. Апостолы показаны как носители этого предвечного света, поскольку они несут свет христианского просвещения - просвещения истиной. От принимающего Крещение Спасителя (центральный медальон) благодать через апостолов (радиальные лучи) передается земной церкви (ее символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации). Пышно плодоносящие деревья в разрезах символических базилик третьего яруса - образ христианской души, приносящей добрый плод.


Все здесь весьма продумано с точки зрения архитектурной, причем архитектурное (колонны) и скульптурное (горельефы с образами пророков) убранство органично сочетается с мозаической росписью и входит в нее как составная часть.


Интерьер баптистерия поражает своим изяществом и строгой соразмерностью частей, в которой немало сохранилось от пропорционального строя античной архитектуры. Стены расчленены с помощью арочек, благодаря чему стенной массив утрачивает свою тяжеловесность и небольшой интерьер приобретает особо интимный характер. Главной особенностью интерьера баптистерия является проведение единого мотива на всех ее уровнях - арки на колоннах либо портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет самый нижний ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии чередуются с ложными нишами. Во втором ярусе он умножается: арки, обрамляя скульптуры пророков, окружают оконные проемы.

Горельефы с образами пророков


Роскошное убранство баптистерия позволяло ощутить особое значение и торжественность крещения в жизни человека, его неповторимость.

Использованы материалы и фото с сайтов:

http://www.classicalmosaics.com

http://www.smirnova.net

http://www.paradoxplace.com

http://artclassic.edu.ru



Другие материалы по теме
Категория: Италия | Добавил: samstar (07-10-25)
Просмотров: 6137

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024