Самарское староверие Суббота, 24-04-20, 04:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Афон [2]
Святая Земля [0]
Кипр [3]
Греция [2]
Италия [8]
Константинополь [3]
Храм Святой Софии
Крым [1]
Малая Азия [5]
Синай [3]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1551

Главная » Статьи » Православие в красках » Крым

Горный Крым…

Горный Крым…

Люди издавна стали заселять Крымские горы. Здесь, в пещерных городах, они чувствовали себя более защищенными как от набегов из степи, так и от нападений с моря.

Мангуп-кале – одна из наиболее высоких вершин Крыма. Здесь сохранились остатки древнего города Мангуп: оборонительные укрепления, крепость-цитадель, искусственная пещера со сквозным отверстием и подземной тюрьмой, пещерный храм, остатки княжеского дворца, христианских храмов и других построек. В 1996 г. историко- археологический памятник Мангуп занесен ЮНЕСКО в список уникальных мировых исторических древностей.

История княжества Феодоро с центром на горе Мангуп в ХIII-XV вв. - яркая страница в истории Крыма. Считается, что князья Феодоро происходили от знатного армянского рода Гаврасов, княживших с ХI в. во внутренних областях Понта, к югу от Черного моря, когда-то принадлежавшего царям, носившим имя Митридат. Самым известным среди них является Митридат VI Евпатор, закончивший свои дни в Пантикапее (Керчь). Позднее эти области вошли в состав Трапезундской империи под властью императоров из династии Комнинов.

Мангуп самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато площадью 90 га, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на горе устроена была баня – все это уникально даже для Крыма. С III в. по Р.Х. население горы (тогда еще не крепости) постоянно возрастало. Но настоящий расцвет Мангуп переживает в XIII - XIV вв., когда становится столицей княжества Феодоро.

На самой вершине Мангупа был выстроен княжеский дворец.

Феодор Гаврас - первый правитель княжества, прославленный военачальник, был захвачен в одной из битв в плен турками, привезен в Феодосиополь (Эрзерум), где претерпел мученическую смерть.

Причисленный к лику святых - воителей за веру, он стал почитаться как святой мученик Феодор Гаврас Трапезундский. Позднее его останки были перевезены в Трапезунд, где в то время правил его племянник Константин Гаврас, и торжественно погребены. Над могилой были воздвигнуты церковь и монастырь; память святого мученика приходится на 2 октября. На фрагменте Синайской рукописи 1067 г., хранящейся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, имеется изображение Феодора Гавраса - миниатюра с надписью "Феодор Гаврас, патрикий, раб Христов", где изображен Исус Христос, возложивший руку на голову святого воина.

Княжеский дом Феодоро гордился родством с Комнинами и Палеологами. Дочь князя Исаака - Мария - была выдана замуж за Стефана III Мушата, господаря Молдавского. Из русских документов известно также, что в 1474-1475 гг. великий князь Московский Иван III поручал послам вести переговоры о бракосочетании своего сына с мангупской княжной. Браку помешало турецкое завоевание Крыма в 1475 г.

Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора, в 1472 на пути в Россию сопровождал мангупский князь Константин Гаврас. Позднее он принял постриг под именем Кассиана, и удалился в Ферапонтов монастырь, а затем сам основал монастырь на берегах реки Учмы.

К северо-западу от княжеского дворца в зарослях деревьев и кустарников скрыты развалины базилики. Население княжества Феодоро в основном состояло из православных христиан, и в Мангупе имелось много церквей — и наземных, и пещерных. Вполне возможно, что главной среди них была базилика. Некоторые археологи предполагают, что она построена в период раннего средневековья — в VI веке, другие датируют ее более поздним временем (VIII—Х век). Базилика несколько раз горела, но ее вновь отстраивали. Последний раз ее восстановил в 1427 году князь Алексей. Здание окончательно разрушено в 1475 году турками.

Один из пещерных храмов Мангуп-кале

Самая интересная пещерная церковь Мангупа находится над главной дорогой к восточным воротам: к ней вел потайной выход из города по расселине в скалах. Естественный грот перёд храмом использовался в качестве двора; напротив находились кельи настоятеля и монахов, вырубленные в скале. Сама церковь украшена карнизом, арками, пилястрами, покрыта росписью, от которой уцелели лишь фрагменты. По обеим сторонам алтарной ниши с изображением Христа-отрока написаны отцы Церкви в покрытых крестами облачениях со свитками в руках. Над ними в конхе апсиды — сильно поврежденная композиция из пяти фигур и помещенных между ними херувимов с алыми крыльями, в центре которой Христос с поднятой для благословения рукой, с евангелием в левой. На плафоне арки в центре находится медальон с изображением Богородицы Знамения: по обе стороны два пророка в коронах и пышных облачениях.

С самой высокой точки Мангупа открывается великолепный пейзаж: почти каждая возвышенность, видная отсюда, — это историко-археологический памятник. С вершины видно почти всю территориюкняжества — от горы Чатыр-Даг на востоке до балаклавских скал на юге; за мысом Чамны-Бурун виден Эски-Кермен, на севере — скалы Тепе-Кермена и Качи-Кальона, с северо-запада, за холмами, — крымские степи.

В XV веке город и княжество переживают расцвет. Феодоро сотрудничает с улусами Орды, потом с Крымским Ханством Гиреев, и воюет с генуэзцами.

Все закончилосьв конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала достойное сопротивление. Осада началась в июле и длилась полгода. Даже когда турки прорвались через внешнюю стену, цитадель еще продолжала сопротивляться, и защитники устроили даже кузницу прямо во дворце, где делали оружие.

Через полгода Ахмед-паша понял, что крепость штурмом не взять. Он оставил гарнизон для осады и стал отводить войска. Защитники, увидев, что основные силы отступают, сделали вылазку, но сил оставшегося осадного гарнизона хватило, чтобы прорваться в незапертые теперь ворота и занять крепость. Всего турки ходили на крепость семь раз, положив несколько тысяч человек, и главнокомандующего сняли с должности, поскольку он погубил так много солдат..

Захватив Мангуп в декабре 1475, турки в самом начале XVI в. превращают его в сильную крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара 1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не восстанавливалась в прежнем величии.

Значительная часть плато, оставшаяся нераскопанной и живописно поросшая купами деревьев и кустарником, позволяет угадывать направления улиц, площади, кварталы застройки.

Более пятисот лет назад пал Мангуп, двести лет назад его покинули последние, немногочисленные уже жители; от княжества уцелели только пещеры и развалины, все остальное либо погибло в огне пожарищ, либо было уничтожено завоевателями, или, что особенно больно, забывшими историческую память потомками.

Озеро, которое раскинулось у подножия Мангупа, рукотворное, устроено в 1995 году. На дне озера – средневековое поселение и базилика. Когда принималось решение о затоплении долины, никто даже не спрашивал мнения археологов. Теперь, когда озеро мелеет, руины видны сквозь воду…

Близ Бахчисарая, на горе-останце конической формы, возвышающейся на 540 м над уровнем моря, и до 250 м - над окружающими долинами,был расположен еще один средневековый пещерный город – Тепе-Кермен.

Плато, на котором находится Тепе-Кермен, занимает площадь не более 1 га, тем не менее здесь насчитывается до трехсот искусственных пещер, расположенных в 6-7 ярусов.

Пещеры Тепе-Кермен

Встречаются комплексы пещер, состоящие из двух, трех и четырех помещений.

В северо-восточной части плато находятся остатки вырубленного в скале христианского храма. Это довольно большая церковь, по архитектурным особенностям необычная для средневековой Таврики. Она вытянута с юга на север, а не с запада на восток, как это было обычно принято. Ее длина более 11 м и ширина от 4 до 5 м.

Алтарная преграда выдвинут вперед и занимает почти всю центральную часть помещения. Такие постройки известны на территории Малой Азии, входивш
ей в состав Византийской империи. Они появлялись в период иконоборческого движения, что дает основание датировать этот храм VIII–IX вв.

Рядом с храмом была расположена купель.


Пещерный храм с крещальней


Внутрення часть того же храма



На Тепе-Кермен есть пещерная церковь VIII – IX вв. с высеченными крестами, остатками греческих надписей и могилами, а также  еще несколько пещерных и наземных церквей. Остатки небольшой часовни с полукруглой алтарной апсидой расположены у южной оконечности городища.


Храм с ризницей

Многочисленность культовых христианских сооружений Тепе-Кермен дает повод некоторым исследователям считать его монастырем.


Туман над вершиной Тепе-Кермен


Еще один крупный пещерный город Крыма – Эски-Кермен. Сейчас покинутый и безмолвный, в годы средневековья он был крупным центром торговли и ремесел.

Эски-Кермен расположен на плато обрывистой горы, вытянутой с севера на юг. Протяженность плато более километра, наибольшая ширина 170 метров, площадь 8,5 гектаров, а высота отвесных обрывов до 30 метров


Эски-Кермен основан в начале VI века; по предположению, скифо-сарматами. Его название в переводе с татарского означает "Старая Крепость". Склоны Эски-Кермена изрезаны пещерами. Их около 350 и относятся они большей частью к XII-XIII вв.



Эски-Кермен был хорошо укреплен. Над обрывами тянулись оборонные стены из крупных блоков известняка толщиной в 2 метра и высотой до 3,5 метров. Башни-казематы были высечены в скалах или сложены из камня.


На случай осады в скале был вырублен глубокий колодец на 70 кубометров воды.


Жилой город занимал площадь 10 га. В городе имелись водопровод из гончарных труб, подводивших воду от родников соседней возвышенности за четыре километра; несколько православных храмов, некрополь.

Крепость пережила немало тяжелых испытаний. Первый разгром Эски-Кермен произошел в VIII веке. Окончательно город перестал существовать в конце XIII века: в 1299 году он был сожжен ордами Ногая...

Самый известный православный храм Эски-Кермена называют храмом Трех всадников - по содержанию фрески в храме. Храм высечен в отвалившейся от массива глыбе, имеет два входа и небольшое окно. В восточной части, между каменными столбами, некогда был деревянный иконостас. В соседней скале вырублена ризница (кладовая), наверху высечены гробницы. Обе эти скалы стоят на территории эски-керменского некрополя.

На северной стене, над большой, вырубленной в скале могилой, сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий-Победоносец, поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников, на крупе коня видна фигура мальчика. Под изображением - следы греческой надписи, смысл которой примерно таков: "Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов". Из двух могил, высеченных в полу, одна находится непосредственно под фреской и достаточно велика, чтобы вместить двух погребенных. Вторая расположена у входа в храм и по размерам подходит для ребенка. Не предназначалась ли она для мальчика, изображенного сидящим на крупе коня переднего всадника? Видимо воины, павшие в борьбе с врагами, были причислены к лику святых мучеников за веру. В юго-западном Крыму в XII-XIII вв., в условиях непрерывной борьбы с набегами кочевых народов, вполне могло сложиться такое отношение к памяти павших за родину. Само устройство этого крохотного храма с двумя дверями и алтарем, занимающим почти половину пространства, подкрепляет эту мысль: паломники, входя в одну дверь, выходили в другую, во время службы в память погребенных


Фрагмент настенной росписи в одном их храмов Эски-Кермен


Остатки древней базилики на Эски-Кермен


Базилика. Алтарная часть.


Захоронения у храма в Эски-Кермен


Еще один храм в Эски-Кермен

На востоке от Бахчисарая, на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами, располагается еще один пещерный город - Чуфут-кале. Сама природа подготовила здесь неприступную строительную площадку, а человек возвёл на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

Чуфут-Кале – это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов. О времени основания города нет единого мнения: некоторые исследователи относят его к VI веку, другие - к X. Более ясной история города становится с конца XIII в., когда в 1299 году войска бея Яшлавского из орд темника золотой орды Ногая захватили крепость. Татары долго не могли взять Чуфут-Кале. В конце концов, они пошли на хитрость – инсценировали большую атаку, продолжая бить в барабаны, отдавать команды в течение нескольких суток. Выбрав момент, когда бдительность защитников притупилась, осаждающие пробили стену в уязвимом месте и ворвались в крепость. Мужчин-воинов нападавшие истребили, остальную часть населения обратили в рабство…

В конце XV в. старый город стал своеобразной цитаделью при Бахчисарае и местом заточения знатных пленников.


В конце XV в. в заточении здесь находился Литовский посол Лез, в 1648 г. – польский гетман Потоцкий. Подобной же участи иногда подвергались послы и видные политические деятели России. В 1752 г. здесь сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной, три года томился в застенках русский посол Василий Айтемиров (1692 – 1695 гг.), посланный в Крым для заключения мирного договора


Вид из "окна" узилища



У села Предущельного в Бахчисарайском районе возвышается огромный скальный массив Качи-Кальон с двумя природными гротами.


Качи-Кальонский известняковый массив напоминает нос гигантского корабля, направленный вниз по течению реки Кача.


Впечатление усиливают "иллюминаторы" - вырубленные в скалах пещеры.



Один из вариантов перевода названия "Качи-Кальон" - "Крестовый корабль". На носу "корабля" действительно можно разглядеть созданный природой гигантский крест.


Ущелья Качи-Кальон


Отдельные пещеры вырублены не только в скальном массиве, но и в отколовшихся от него гигантских глыбах, зачастую лежащих прямо у дороги.



Судя по всему, поселение на Качи-Кальон возникло в раннем средневековье.



В большом гроте с родником в IX веке возник монастырь, разрушенный, как полагают, монголо-татарами. А на площадке перед ним хорошо заметны следы монастырского кладбища - остатки надгробий и местами - провалы (видимо, упавшие склепы).

Монастырь возник в период иконоборческих гонений. Иконоборцы преследовали иноков, которые были самыми стойкими защитниками иконопочитания. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земля переходили в собственность государства, здания превращались в казармы; монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию.

Крутые меры властей вызвали бегство иконопочитателей в отдаленные области империи. Массы беглых иноков стекались и в Крым; по-видимому, именно они основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри Качи-Кальон, Шулдан, Челтер, Инкерманский, Успенский.


Рядом с монастырским гротом - источник

Источник Св.Анастасии


В скале высечен крест, а рядом - выросла виноградная лоза


Крест, высеченный в скале



Один из пещерный храмов на Качи-Кальон - храм Святой Софии - целиком вырублен в огромном куске скалы


У входа в храм Святой Софии


Стена храма Святой Софии



Крест, высеченный в скале, рядом со входом в храм Святой Софии


Храм Святой Анастасии


Еще один храм на Качи-Кальон


Усыпальницы на плато Качи-Кальон

При подготовке этой страницы были использованы фотографии и материалы администратора сайта,  а также фотографии с сайтов Пещерные города Крыма, Активный отдых в горном Крыму, Крым.

Категория: Крым | Добавил: samstar (07-10-25)
Просмотров: 4064

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024