Старообрядческое село Покровка, Русской Православной Старообрядческой Церкви расположено на севере нынешней Молдавии, недалеко от реки Днестр, протекающей прямо по границе Молдавии и Украины, становясь таким образом естественной границей. Вот как описывал Покровку в 1944 году отец Василий Королёв, в докладе архиепископу Иринарху о рабочей поездке по Бессарабии.
«После Белой Криницы я посетил старообрядческий приход, село Покровка на Днестре, Атановского (Видимо из-за неразборчивости шрифта в рукописи прочли Атановского хотя правильно читать Атакского, сейчас же Дондюшанского. прим. Андрей изограф) района, напротив Могилев Подольский, только по ту сторону Днестра.
Покровка - только исключительно население старообрядческое, 153 дома, есть церковь, приходский священник о. Григорий Петрович Колыханин, 55 лет, местный житель. Занимался преимущественно крестьянством. Староста Рыльский Иван Артемович. Все это селение - преимущественно выходцы из России, в былое время бежавшие из России как преследуемые за свои убеждения религиозные. Все традиции старообрядческие сохраняются, а пение таково, что можно сказать, самое допотопное, если нужно петь с ними, тогда нужно вновь изучать его. Храм разделен на несколько разделов. Во-первых, алтарь, а потом отделение клиросов, затем отделение мужчин, а потом отделение специальное для женщин, а затем отделение, кто не может входить в храм, а только смотреть в окны, т.е. проделанные такие отверстия. Они могут смотреть, но войти в церковь не имеют права.
На всех мужчинах замасленные полкофтанные, все пострижены в скобку, и все босиком, на женщинах особый наряд для церкви: все с поясьями и тоже босиком. Возможно, это летом только бывает.
Как священник, так и все прихожане остались довольны посещением из Москвы, они говорили, что «наш корень еще в Москве сохранился». Согласились в молитвах произносить Ваше имя, нужна им братская любовь с Вашей стороны, необходимо нужно писать им.» (его доклад был полностью опубликован в одном из номеров альманаха «Во время оно…»)
Сейчас же, население Покровки составляет около полутора тысяч человек, и вся молодёжь не очень-то и спешит покидать село, в Покровке экономически хорошо налажена жизнь, только вот священника на данный момент в селе нет. Ну, о Покровке в другой раз, а сейчас хочется рассказать о событии прошедшем в этом селе.
На праздник сошествия Святаго Духа на апостолов (Троица) в Покровском храме Покрова Пресвятыя Богородицы, божественную литургию служил владыка Евмений, еписоп Кишиневский и всея Молдовы. Владыке помогал чтец Георгий Панко. По окончании литургии владыка поздравил покровчан с этим двунадесятым праздником, имеющим глубокий смысл, смысл рождения Церкви, а после проповеди состоялся крестный ход к местам, где в Покровке стоял старообрядческий скит и скитское кладбище.
Скит помнят старожилы села. Ныне глубокие старики, которым уже далеко за восемдесят, вспоминают, как они мальчишками носили скитским инокам продовольствие. Скит стоял ещё в 20-х годах прошлого века. Потом пришёл комунизм. Место, где был скит и недалеко от него кладбище, распахали и посадили яблочные сады. Но до сих пор при вспашке земли обретаются различные предметы, напоминающие о скитской жизни, различные подсвечники, черепица, также был найден иноческий деревянный резной крест. Давно тлела идея установить на этих местах памятные кресты, и вот, эта идея, с Божьей помощью, воплотилась в реальность.
Ныне на этих местах возвышаются два креста: один - установленный на месте скита, другой - на месте кладбища, где покоятся телеса благочестивых старообрядческих иноков. Покровские старообрядцы проложили путь от храма до памятного места, который занял около трёх километров. Во время крестного хода пели молебен Кресту, как только подошли к местам, молебен закончили.
Владыка Евмений освятил кресты, и сказал слово. Он отметил, что данный крестный ход является первым своего рода в этих землях, и что этот короткий путь напоминает нам наш жизненный путь, который должен непременно нас вести к свету - Христу. Мы также должны взять каждый свой Крест на рамена свои и идти за Христом, вспоминая его шествие на Голгофу. Владыка напомнил, что большой вклад в возрождение традиции крестных ходов вложил приснопамятный митрополит Андриан, в частности, он возродил Великорецкий крестный ход, в который старообрядцы шествуют ежегодно. Он пожелал, чтобы и данный крестный ход в Покровке, к этим святым местам, проходил ежегодно, дабы не предавать забвению здешнее иноческое житие, и себе таким образом напоминать о благочестивой жизни.
Начало пути от храма
Христиане крестным ходом проходили по центральной улице Покровки
Эта дорога имеет немалое значение, она ведёт к приграничным городам Атаки, со стороны Молдовы, и Могилёв - Подольск, со стороны Украины. До этих городов от Покровки около двенадцати километров. Таким образом, Покровка очень удачно расположенна, что и способствует хорошему экономичесому развитию села.
Заметно преобладание женщин, хотя на клиросах Покровского храма женщинам да последнего времени стоять не позволяли. Но сейчас уже имеются и клирошанки, хоть и немногие, т.к. мужчины-клирошане всё же преобладают.
Хоругвеносцы
К монастырю
Хором руководил чтец Георгий Панко, выпускник Московского Духовного училища
Епископ Евмений Кишиневский и всея Молдовы
Владыка Евмений освящает Крест, установленный на месте, где пребывал скит
Под сенью Креста
Крест – хранитель всей вселенной.
Освящение Креста на месте скитского клабища
Крест, установленный на месте скитского кладбища, где покоятся тела иноков, подвизавшихся в этих местах. С этого места виден и крест, который установлен на месте скита. Он виднеется чуть левее верхней малой перекладины.
Андрей изограф
|