Самарское староверие Пятница, 24-03-29, 17:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
г.Каунас [1]
Балта [1]
г. Белгород [1]
с. Большое Непряхино [1]
г. Вильнюс (Литва) [1]
г. Великий Новгород [2]
д. Дегучяй (Литва) [1]
г. Екатеринбург [2]
г. Жмеринка (Украина) [1]
дер.Муро-Стревиники [1]
г. Нарьян-Мар [1]
с. Новая Некрасовка (Украина) [1]
г. Новосибирск [1]
с. Пристань Свердловской области [1]
г. Псков [1]
г. Самара [3]
с. Старая Некрасовка (Украина) [1]
г. Саратов [1]
г. Старая Русса [1]
г.Сызрань Самарской области [2]
г. Тольятти [2]
г. Томск [1]
г. Ульяновск [1]
г. Уфа [1]
г. Утена (Литва) [1]
г. Швенчёнис (Литва) [1]

Наш опрос
Ваша конфессиональная принадлежность
Всего ответов: 2823

Главная » Статьи » Приходские страницы » г.Сызрань Самарской области

Сызрань Самарской области. Поморская община
г. Сызрань - небольшой уездный городок,  основанный в 1683 году. Он расположен на правом берегу Волги, между речками Крымзой и Сызраном. По названию последней и была первоначально названа крепость Сызран. Для возведения крепости было выбрано гористое место в южной стороне Самарской Луки, вблизи которого пролегала дорога на Урал. Для строительства крепости, ее заселения и несения службы привлекалось население Симбирска и Казани, Чебоксар и Нижнего Новгорода, Саранска, Арзамаса и других поволжских городов.
 
Поначалу Сызрань, ныне входящая в состав Самарской области,  приписывалась к Симбирской провинции Казанской губернии, позднее - к Симбирской губернии. Ее население к концу XVIII века составляло около пяти тысяч человек. В «Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии на 1868 год» Сызрань отмечена как город, «славившийся своими упорными и сильными по богатству и торговым связям с Москвой, Астраханью, Уральском и Черноморьем раскольниками.» Во многих исторических документах Сызрань указывается как главный пункт распространения «раскола» в губернии.
 

Из 48 церквей, встречающихся по пути из Сызрани в Симбирск - 29 были старообрядческие.

«Милостыня, которую они, то есть раскольники во множестве получали из Сызрана и других богатых мест, - пишет кафедральный протоиерей Петр Иустинов, - было главным для распространения раскола в губернии».
 

В разные годы в Сызрани возникали тайные моленные в домах верующих, но, как правило, вскоре они разоблачались. Их устроителей подвергали судебным разбирательствам, моленные закрывались, а имущество передавалось в ведомство духовной консистории. Так, в архивных материалах имеются сведения о моленных в домах Д. В. Попова, купчихи Клавдии Ерамасовой, Д. Ф. Бочкарева, купца Елистратова и мещанина И. С. Старцева. Два последних молитвенных дома были выстроены специально. Моленная Ивана Семеновича Старцева поначалу располагалась в доме купчихи Ерамасовой еще в 60 - е годы XIX века, а позже в его собственном доме в набережной части Средне -Покровской улицы (ныне ул. Крестьянская), и прослеживается по полицейским документам до 1904 года.

 
В Самарских епархиальных ведомостях за 1870 г. И. С. Старцев отмечен как глава сызранского поморского общества, приемлющих браки, «который в Сызранской молельне совершает разныя молитвословия, а так же по их обряду браки и крещение». Судя по всему, он был здесь духовным наставником.
 
По-видимому, первым официально открытым храмом старообрядцев - поморцев была моленная, которую именовали «бочкаревской». Она располагалась на ул. Канатной (ныне ул. Чапаева). Заметим, что она, как и ранее упомянутая моленная, устроенная Дмитрием Филипповичем Бочкаревым, находилась во второй части города за рекой Крымзой. Возможно, что между ними есть какая - то связь, отсюда и наименование «бочкаревская». Одним из служителей здесь, а именно, руководителем хора, был А.А.Бочкарев. Иконы в моленной были его же работы.
 
Бочкаревская моленная - это высокое (примерно в два этажа) срубовое строение с притвором, стоящее вдоль улицы, с шатровой крышей, увенчанной небольшим куполом с восьмиконечным крестом. Во двор - на северную сторону - выходило четыре окна. В моленную было два входа: мужской и женский, внутри же разделенное перегородкой на двое по самые клироса. Последние описания говорят о том, что моленная была устроена по феодосеевским принципам. У входа с мужской стороны находился свещной ящик. Помещение отапливалось двумя печами -голландками. В начале 30-х гг. эту моленную закрыли, иконы погрузили на машину и увезли.  Позже в этом помещении были швейные мастерские, затем  - начальная школа и ремонтные мастерские. Оскверненное помещение сгорело в 80 - х годах и вскоре было разобрано.
 
В конце XIX - начале XX века в Сызрани действовала Гектографическая типография Прокопия Максимовича Безводина.
 

По новому административному делению 1928 года Сызрань вошла во вновь образованную Средне - Волжскую область, с центром в Самаре. В 1930 году Средне - Волжская область была переименована в край, а позже вновь в область, но уже Куйбышевскую, с центром в городе Куйбышев (бывший до января 1935 года Самарой).

 
В 30-50-е годы XX века (около 30 - ти лет) общину возглавлял наставник Василий Иванович Поздняков (родом из Ульяновской области). Тогда община собиралась на молитву в домах верующих. После смерти И.В.Позднякова обязанности духовных наставников исполняли  Матфей Иванович Нуждин и Григорий Глухов. Долгое время уставщиком в общине служил Николай Александрович Бочкарев - сын известного иконописца Александра Архиповича Бочкарева.  
 
В 80 - е гг. поморцы Сызрани вскладчину приобрели и оборудовали молитвенный дом по ул. Ленина, 52. В это время наставником общины был Петр Лукич Спирин, а уставщицей Клавдия Георгиевна Беляева. В  1980  г. наставником в общину был благословлен Николай Иванович Темников. В 1993 г. Сызранская община была зарегистрирована Управлением юстиции Самарской области.  
 
Сызранская община и ее служители поддерживают поморцев, разбросанных по окрестным селам: в Троицком, Сунгуре, Канадее и др.
 
(Из рукописи П.В.Половинкина "Староверие в Самарском крае")
 
 
Духовный наставник общины  о.Никола Темников (4.12.1928-29.12.2006)
 
В декабре 2006 года о.Никола Темников скончался. В ноябре 2007 года исполнять обязанности наставника общины благословлен Василий Давыдов. Новый и.о.наставника родом из г.Еденцы (Молдова), где много лет существует сильная поморская община.
 
 
 
 
История  
 
 
 
 
 
 
 
Жизнь общины
 
 
 
 
 
 
Люди общины
 
 
 
 
Категория: г.Сызрань Самарской области | Добавил: samstar (08-03-26)
Просмотров: 4465

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024