Самарское староверие Вторник, 24-04-23, 13:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
А [5] Б [6]
В [3] Г [4]
Д [3] Е [3]
Ж [1] З [4]
И [7] К [6]
Л [1] М [6]
Н [2] П [13]
Р [2] С [6]
Т [2] Ф [4]
Х [0] Ц [0]
Ч [0] Ш [0]
Щ [0] Э [0]
Ю [0] Я [2]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1551

Главная » Словарь » Б

Бугров Н.А.
[ ] 07-11-25, 20:43

Николай Александрович Бугров - видный деятель старообрядчества, приемлющего священство, переходящее от господствующей церкви (беглопоповское согласие), один из крупнейших российских предпринимателей, купец I гильдии, мануфактур-советник и благотворитель.  Родился в 1837 году в  Нижнем Новгороде, в старообрядческой семье. Он стал продолжателем дела, начатого его дедом, Петром Егоровичем, и отцом, Александром Петровичем. Н.А. Бугрову посвящен один из биографических очерков М. Горького.

Был крупным торговцем хлебом, с 1896 года получил право поставлять хлеб для всей русской армии, владельцем множества паровых мельниц, десятка пароходов, целой флотилии грузовых барж.

"Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Бугров производил крупные банковские операции, являлся членом правления нижегородских и московских банков.

Бугрова уважали. Почаевничать с ним на Нижегородской бирже считалось большой честью.  Авторитет Бугрова был настолько высок, что когда он с Нижегородским губернатором бывал у министра внутренних дел,  сначала приглашали Николая Александровича, а потом уже губернатора. Когда же у одного из губернаторов кончился срок полномочий, Бугров в качестве подарка преподнес ему на серебряном подносе кучу разорванных губернаторских векселей, что означало: он прощает губернатору все долги.

Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода. Считается, что за свою жизнь он роздал около 10 млн. руб. милостыни.  При участии шурина Блинова, он построил Вдовий дом, где поселил вдов, не имеющих средств к жизни, с детьми. В здании - водяное отопление, в кухнях - духовые печи. К услугам жильцов - бесплатные больница и школа, к праздникам - подарки. Была даже оборудована специальная комната с люлькой, куда горе-матери незаметно могли положить ребенка. Всех принимал Бугров, зная, что "Господь хранит пришельца, сира (сироту) и вдову приемлет".

Терпеть не мог Бугров тунеядцев и пьяниц, но считал, что оступившемуся надо помочь. Поэтому он вместе с отцом  построил на Рождественской улице ночлежный приют, Устав которого опроверг распространенную тогда поговорку "русский человек состоит из души, тела и паспорта".
 
На фото: обитатели ночлежного дома Бугрова
 
Бугров приказал паспортов не спрашивать. Ночевать здесь мог всякий, соблюдавший правила: «не пить спиртное, не курить, не горланить песни». Нашел на время пристанище в этой ночлежке и А.М. Пешков, который приходил благодарить за это Бугрова, уже став Максимом Горьким. Кстати, именно Николай Александрович дал Горькому денег на открытие чайной "Столбы" с библиотекой для бедных.

Бугровым вместе с отцом Александром Петровичем, купцами Блиновыми и Курбатовым, был построен и подарен городу водопровод, которым жители могли пользоваться бесплатно. Кроме того, Бугров помогал многим приютам, содержал в городе и деревнях староверческие моленные.

С 1879 г. постоянно избирался гласным Нижегородской городской думы. С 1907 г. - бессменный председатель всероссийского Братства во имя святителя Николы.

Своими средствами поддерживал возобновленные после гонений Комаровский и Малиновский скиты, построил в последнем  храм во имя явления Казанской иконы, выстроил Успенский храм в Городце, возобновил чтимую могилу керженского старца Софрония.
 
На фото: кладбищенская церковь Бугрова

Эта поддержка была столь ощутимой, что в просторечии беглопоповцев часто именовали бугровцами, бугровским согласием. Помогал деньгами не только беглопоповским общинам, но и Чернухинскому скиту неокружников. На его средства проходили Всероссийские съезды беглопоповцев в Нижнем Новгороде. Материально поддерживал безрезультатные в то время усилия своих братий по приисканию архиерея, но в то же время часто принимал в своем доме епископов и иереев белокриницкой иерархии, к которым относился с неизменным уважением. В его представлении объединение белокриницких старообрядцев и беглопоповцев должно было произойти на равноправных условиях после того, как беглопоповцы примут к себе архиерея.

Президиум съезда старообрядцев, в центре - Н.А.Бугров
 
Не забывал до самой смерти и старообрядческие деревни. В Попово до сих пор сохранились великолепные кирпичные здания школы и жилого дома для учеников. Стоит построенная им церковь, под горой - баня для учащихся, когда-то отделанная керамической плиткой.

После 1905 г. Николай Александрович добился, чтобы  старообрядческая школа с учителями-старообрядцами, с преподаванием церковнославянского языка и крюкового пения получила равные права со школами господствующего вероисповедания. Эта школа существовала на проценты со вложенного Бугровым капитала. Со всей округи свозили в эту школу своих детей старообрядцы.

Согласно завещанию, все построенные Бугровым учреждения должны были функционировать и после его смерти, субсидируясь деньгами, находящимися на специально предназначенных для этой цели счетах в банках. Такой же специальный счет оставил Николай Александрович и для престарелых рабочих, а также для тех, кто пострадал на службе. Бугров вообще относился к своим рабочим хорошо. У них были, например, восьмичасовой рабочий день и бесплатное питание.

16 апреля 1911 года после продолжительной болезни Николай Александрович скончался. "Живите в мире, никого не обижайте", - его последние слова.

После смерти Н.А.Бугрова все его состояние перешло к четырем племянницам -дочерям его старшей сестры Енафы Александровны. Одной из этих племянниц была самарская старообрядка Анфиса Безпалова, активная деятельница самарской беглопоповской общины. После смерти в 1916 г. другой сестры Бугрова, незамужней Зиновии Александровны, сама фамилия Бугровых прекратилась.

 

При подготовке статьи использованы данные Словаря С.Г.Вургафта и И.А.Ушакова "Старообрядчество: лица, события, предметы и символы", а также материалы нижегородской прессы.

Фото - с сайта "История Нижнего Новгорода"

Категория: Б | Добавил: samstar
Просмотров: 2808 | Загрузок: 0

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024