Гавриил Евфимович Фролов (1854-1930) родился в 1854 г. в посаде Митьковка Черниговской губернии в очень религиозной семье старообрядцев-федосеевцев. Отец его тоже был иконописцем, и Гавриил вместе с братьями с раннего детства стал помогать отцу в его иконописных занятиях. Когда мальчику исполнилось 14 лет, семья Фроловых перебралась в Прибалтику, в Режицу, где отец открыл иконописную мастерскую. Там под руководством отца завершилось обучение Гавриила Евфимовича искусству иконописи.
В 1875 г. после смерти отца братья Гавриил и Тит Фроловы были приглашены в Москву на Преображенское кладбище, где устроили свою иконописную мастерскую. За этим последовали скитания по Руси (Казань, Самара) и в 1879 г. - возвращение в Режицу.
В 1887 г. (по другим сведениям — в 1890-е гг.) житель деревни Тихотка в эстонском Причудье Я.П.Софронов пригласил братьев Фроловых перебраться в Причудье, где местные старообрядцы испытывали нужду в опытных иконописцах. С этого времени Г.Фролов и поселился в Причудье, ставшим ему родным. Здесь, в деревне Рая (Раюши), прошли все последующие годы его жизни, здесь он создал свою школу иконописи, откуда вышло много мастеров этого древнего искусстваП.Софронов, Ф.Мызников, Д.Поляков, Н.Глухов и ряд других. Фролов передавал своим ученикам не только секреты древлеправославного искусства иконописи, но обучал их церковному знаменному пению и на личном примере истинному благочестию вкупе с ежедневными молитвами. Благодаря Фролову деревня Рая, в которой издавна существовала федосеевская община, на долгие годы становится духовным центром старообрядцев Эстонии. Кроме мастерской, в Рая была открыта школа для детей староверов, где преподавалась церковнославянская грамота и крюковое пение. Все деньги за свои работы Гавриил Евфимович отдавал общине или тратил на покупку книг. До конца жизни он фактически руководил жизнью общины, был наставником, представлял Раюши на V съезде старообрядцев Эстонии, состоял в списке кандидатов в депутаты от причудцев в Государственное собрание IV созыва.
![](/Estonia/otebe.jpg) Иконы письма Г.Е.Фролова:
О Тебе радуется... (слева)
Тихвинская Пресвятая Богородица (справа)
Г.Фролову принадлежит много икон, некоторые из которых и поныне хранятся в домах причудских старообрядцев. Но Г.Фролов работал не только на Причудье. Его известность выходила далеко за пределы родного края. Еще до революции он получал заказы и из Петербурга, и из Москвы, и из тогдашней Польши, и с юга России. «Как иконописца, писавшего старинным способом и по древним образцам, искусного и даровитого, его знала вся старообрядческая Россия», — писал о своем учителе П.Софронов.
Господь Вседержитель
Отношение к иконописанию как к «святому делу» обосновывалось в работе Фролова «Святые отцы об иконописании». Были изданы и другие его сочинения, в т.ч. богословско-этический труд «Путь к прощению грехов», брошюры «О Каиновой жертве», «Какая жизнь, такие и догматы», на страницах журнала «Родная старина» опубликованы его статьи «О покаянии», «О мировом страдании» и др.
И все же вершиной его творчества стал старообрядческий храм в деревне Рая, над росписью которого Г.Фролов трудился несколько десятков лет и который был завершен в 1920-е гг. (кстати, в значительной мере на средства самого Гавриила Евфимовича). Кроме 15 подлинных старинных икон, в храме было около 200 икон Фролова, размещенных в многоярусном иконостасе. К величайшему несчастью, 30 августа 1944 г. храм сгорел. Пропали древние иконы «Воскресение» московского письма, поморские «Деисус», «Тихвинская», «Вход в Иеросалим», «Богоявление» и др., а также богословские и другие труды Фролова.
Гавриил Евфимович вел подвижнический образ жизни, семьи у него не было. Но в доме его постоянно проживало несколько человек, посвятивших себя Богу, что породило легенду о старообрядческом монастыре в Раюшах.
Скончался Г.Е.Фролов 76 лет от роду после продолжительной болезни, 28 сентября 1930 г. в деревне Рая. На похороны Фролова 2 октября 1930 г. собралось до 2,5 тысяч человек.
2007 г. Лития на могиле Г.Е.Фролова
После смерти Гавриила Евфимовича Фролова остался большой архив и библиотека (119 томов), в которой была представлена литература по старообрядчеству и множество библиографических редкостей.
До гибели Раяского храма при нем была небольшая комнатка, где были собраны вещи Фролова. Его библиотека положила начало старообрядческому музею в Рая, в котором в настоящее время насчитывается до 250 книг и рукописей XVI-XIX вв. Древнейшие из них из Соловецкого монастыря и Белозерья, более поздние книги XIX в. — из различных монастырей Новгорода и Москвы. В небольшом скиту в Рая хранятся рисунки учеников Фролова конца XIX в.
|