Самарское староверие Четверг, 24-03-28, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
А [5] Б [6]
В [3] Г [4]
Д [3] Е [3]
Ж [1] З [4]
И [7] К [6]
Л [1] М [6]
Н [2] П [13]
Р [2] С [6]
Т [2] Ф [4]
Х [0] Ц [0]
Ч [0] Ш [0]
Щ [0] Э [0]
Ю [0] Я [2]

Наш опрос
В каком населенном пункте Вы живете?
Всего ответов: 1127

Главная » Словарь » М

Монинская моленная
[ ] 07-11-25, 14:27

Хотя еще в XVIII в. большая часть староверов-поморцев не признавала возможность заключения брака в отсутствие священства, уже с середины XVIII в. в Москве существовала поморская  община Гавриила Артамонова, в которой был принят обряд бессвященнословного брака. Вскоре община стала известной в Москве, особенно в купеческой среде. В ней насчитывалось более 50 семей, в т. ч. купцов Алексеевых, Мониных, Заикиных.

Федосеевцы, имевшие богатые часовни на Преображенском кладбище, относились к брачным пренебрежительно, с насмешкой говорили о них, что свои браки те освящают в конюшнях. Поэтому в начале 1770-х гг. авторитетный руководитель общины Василий Емельянов обратился к приемлющим брак московским поморцам с речью: "Стыдно нам теперь, православные христиане, таиться, когда федосеевцы кичатся. Стыдно не иметь общественной моленной. Они упрекают нас, будто мы служим молебны и благословляем браки в конюшнях. Необходимо устроить нам молитвенный дом, чтобы избегнуть поношения".

Речь произвела впечатление. Главными жертвователями при строительстве часовни стали купцы Пимин Алексеев, Василий Федорович Монин, Андрей Тимофеевич Заикин и Никифор Петров. Вскоре на Покровке, напротив Рыкунова пер., был куплен дом с большим участком земли. В 1771 на дворе была устроена деревянная часовня с отдельным помещением для призреваемых. Все это владение было закреплено как частная собственность за В. Ф. Мониным, отсюда  название - Монинская. Наставником был избран В. Е. Емельянов. В моленной к тому времени насчитывалось уже несколько тысяч прихожан. В 1797 г., после кончины В. Е. Емельянова, настоятелем избрали его брата Алексея Емельяновича.

В 1807 настоятелем моленной избран Гавриил Илларионович Скачков. Г.И.Скачков внес большой вклад в организацию внутренней жизни московской общины. Он составил "Канон, певаемый во время сочетания брака", доныне совершаемый многими поморскими общинами, а также "Епитимийник", "Устав, или Правила для прихожан Монинской часовни", написал труд "О мнениях федосеевцев Преображенского кладбища и о различии их учения от учения Покровской часовни" и др. Павел Любопытный насчитывает еще 32  сочинения Г.И. Скачкова.

Г.И.Скачков добился от властей, чтобы ему дозволили вести книгу записи бракосочетаний, а браки, записанные в нее, признавались властями за действительные. К приходу Монинской моленной принадлежали почти все женатые федосеевцы, так называемые новожены.

С началом Отечественной войны 1812 г. по распоряжению Г.И.Скачкова ценности храма, прежде всего, иконы и книги, были вывезены в Ярославль, Саратов, Астрахань и, благодаря этому, спасены. Сам Гавриил Илларионович остался в Москве – для попечения о бедных и больных (в 1813 г. у него числилось до 4500 прихожан). Во время  нашествия французов Монинская моленная была сожжена. Г.И.Скачков организовал сбор средств со всей России на строительство новой каменной часовни. И вскоре, благодаря богатым пожертвованиям община построила новый каменный храм. Его великолепное внутреннее убранство образовали возвращенные церковные ценности.

 

Московская община приобретала все больший авторитет во всем поморском согласии. Сюда обращались за советом и разъяснениями сложных вопросов поморцы Нижнего Новгорода, Коломны, Балтийских губерний. Здесь были воспитаны замечательные деятели-поморцы. Гавриил Илларионович и сам немало разъезжал по России, посещая отдаленные общины и обители. При  моленной им была организована иконописная палата, произведения которой распространялись по всей России.

В 1826 г., когда в ней насчитывалось до 6000 прихожан, Монинская моленная распоряжением московского генерал-губернатора князя Голицына была запечатана. Молиться перешли  сначала в дом Гусарева, а затем в дом Ивановой в первом квартале Лефортовской части.

Наконец, 10 (23) января 1837 г. предписанием министра внутренних дел Блудова часовня была окончательно закрыта из-за отказа наставника Антипы Андреева молиться "за предержащия власти". Прихожане распределились по различным моленным, которых в то время в Москве уже было до сорока при 9000 прихожан

Категория: М | Добавил: samstar
Просмотров: 2362 | Загрузок: 0

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024