Лев Сергеевич Мурников (1882-1945) - общественный деятель, наставник Рижской Гребенщиковской Старообрядческой общины в 1936-1945 гг.
Лев Сергеевич родился в староверческой семье, его отец - Сергей Фаддеевич Мурников - был наставником в Вилкомирской (ныне Укмергской) общине. Рано оставшись сиротой, Л.С.Мурников, тем не менее, получил хорошее образование. Работал учителем в школах Двинска (ныне - Даугавпилс), преподавал в Илукстской учительской семинарии для старообрядцев. Уже в молодости принимал активное участие в жизни Поморской Церкви: был делегатом Всероссийского съезда поморцев по народному образованию в Двинске (1911), избирался в исполнительные органы 2-го Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1912), сотрудничал с Двинским старообрядческим братством.
«Духовное становление отца Льва происходило на грани двух столетий, в годы общественно-политических сдвигов, когда гонимые староверцы, по прошествии двух с половиной веков, стали равноправными гражданами, - читаем мы в статье С.М. Балагина, опубликованной в Старообрядческом календаре на 1981 год. - Для них началась новая полоса общественно – церковной жизни. Последовали один за другим Соборы, Съезды, совещания наставников, начетчиков, учителей: в 1906 году – Виленский Собор, в 1909 году знаменитый Первый всероссийский Московский Собор, в 1912 году – Второй Всероссийский Собор. В те же годы были проведены: Всероссийский Съезд поморцев по народному образованию (в Двинске), организован выпуск журнала «Щит веры», основано «Двинское Старообрядческое братство», открыты школы для детей старообрядцев, а также Илукстская Учительская семинария для старообрядцев. Знакомясь с материалами этой деятельности старообрядчества, мы устанавливаем следы неизменного участия в ней Льва Сергеевича Мурникова».
В 1919-1935 гг. Л.С.Мурников жил в Тарту (Эстония). В начале 1930-х гг. издавал журнал "Духовный отдых юношества". В это же время по его инициативе при Тартуской общине были организованы просветительские духовные курсы, на которых Лев Сергеевич преподавал знаменное пение и катехизис. Тогда же при поддержке Таллинской общины опубликовано составленное им пособие по изучению знаменного пения. В разработке этого сборника он использовал опыт преподавания богослужебного пения на курсах в Эстонии и Латвии и впервые попытался создать методику обучения пению по крюкам, рассчитанную на широкий круг заинтересованных лиц.
В 1935 Льва Сергеевича пригласили на пост наставника в Рижскую Гребенщиковскую старообрядческую общину. По отзывам современников, с его приходом РГСО обогатилась личностью, исключительной по своей духовной силе.
Совет Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в 1938 году. Третий справа (сидит) - наставник Лев Сергеевич Мурников
По инициативе Л.С.Мурникова совет РГСО издавал журнал "Наставник" (1937) и выпустил руководство по уставу церковной службы, автором которого был авторитетный уставщик РГСО Д. Д. Михайлов. Большое внимание уделял Л.С.Мурников изучению и сохранению правильного богослужебного устава в практике старообрядческих общин Латвии. С этой целью в журнале "Наставник" публиковались разъяснительные статьи и ответы на вопросы, касающиеся церковно-канонических сторон жизни общины.
В 1935-1939 гг. он вместе с И. Н. Заволоко и И.У.Ваконья состоял в редакции "Старообрядческого церковного календаря". В это время Календарь стал важным источником сведений о богослужебной практике, редакция взяла на себя также обязанность информировать об общественной жизни старообрядцев Латвии и о законодательстве, касающемся староверческих общин.
В тяжелые годы Второй мировой войны Лев Сергеевич продолжал пастырское служение в РГСО, поддерживая и опекая прихожан общины. Именно к этому времени относится потрясающий по силе духа эпизод, когда в период немецкой оккупации по инициативе Л.С.Мурникова, староверы РГСО, рискуя собственной безопасностью, а, возможно, и жизнью, совершили погребение русских солдат и установили на их могиле памятник.
Подготовлено с использованием Словаря "Староверие Балтии и Польши" |