Главная » 2007 » Октябрь » 18 » Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору
05:17
Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору

Доклад Освященному Собору

Октябрь 2007 г.

                       Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

Преосвященнейшие владыки, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, иноки, благочестивые миряне, участники Освященного Собора!

 
Прошло два года с того момента, когда Освященный Собор избрал мое недостоинство предстоятелем нашей Церкви. Для меня это было совершенно неожиданным событием в жизни, т. к. я не имел соответствующего архипастырского и житейского опыта.

Но, подчиняясь святой воле Собора, я принял на себя эту огромную ответственность, уповая на помощь Божию и поддержку   Братии. Конечно, за прошедшие два года было немало ошибок и просчетов, прошу Христа ради  простить меня за них. Но хочу заверить всех вас, что делал я их не по злому умыслу.

Истекший период был для меня насыщен значительными событиями: знакомством с состоянием дел в епархиях и приходах, проведением совещаний и съездов, поездками по России и ближнему зарубежью, участием в государственных мероприятиях, встречами с политическими и государственными деятелями, руководителями городов и регионов, представителями общественных и религиозных организаций.

За это время состоялись визиты на Украину и в Молдавию, посещения Уральской, Ярославской и Костромской, Казанско-Вятской, Петербургской и Тверской и других епархий. Совсем недавно была продолжительная поездка по приходам Новосибирской и всея Сибири епархии. Были освящены храмы в городах Боровске, Егорьевске, Йошкар-Оле, в селе Кувакуш и в селе Малиновка Томской обл. С Божией помощью удалось участвовать в Крестных ходах в Казанско-Вятской, Уральской, Ярославской и Костромской, Московской и Нижегородской епархиях. Некоторые из этих крестных ходов были совершены впервые и надеюсь, что они станут доброй традицией. Также принимал участие в заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ; в заседании комитета Государственной Думы, в работе Конгресса соотечественников в Санкт-Петербурге. Состоялись встречи с уполномоченным по правам человека РФ В. П. Лукиным  и с руководителем Федеральной таможенной службы России А. Ю. Бельяниновым. Результатом последней встречи стала недавняя передача нашей Церкви икон и церковных ценностей, изъятых российскими таможенниками.

Особо хотелось бы сказать о реконструкции-восстановлении нашего духовного центра «Рогожская слобода». Как Вы помните в 2005 году состоялась встреча владыки Андриана с мэром Москвы Ю.М. Лужковым по вопросам реставрации Рогожского поселка. Тогда мэр обещал начать работу по скорейшему восстановлению этого уникального исторического, архитектурно-церковного ансамбля города Москвы. Однако, это восстановление по независящим от нас причинам несколько затормозилось, и для того, чтобы его ускорить у меня состоялось несколько рабочих встреч: в начале с префектом Юго-Восточного округа г. Москвы Зотовым, затем с заместителем мэра Виноградовым, а в мае сего года и с самим мэром Москвы. Результатом этих встреч стал новый приказ Лужкова об ускорении реконструкции Рогожского поселка. Во время встречи с Лужковым было обращено особое внимание на скорейшее завершение реставрации Успенского храма- колокольни, а также высказано пожелание позолотить купола колокольни в связи с приближающимся столетием ее освящения.

Хотелось бы выразить надежду, что в скором времени наш духовный центр станет украшением столицы, что позволит осуществлять деятельность Митрополии в более достойных условия.

В своем докладе на Освященном Соборе 2004 года митрополит Андриан поставил вопрос: «Достаточно ли сегодня просто молиться Богу. Который может сам все потребное ко спасению подать по нашей вере»? И отвечал, что «нам нужны еще и дела, которые свидетельствовали бы о нашей вере. Такие дела, без которых наша Православная вера может оказаться мертва. Те дела, которые наша Церковь в силу внешних причин долго не могла исполнять». Это - устроение воскресных школ для детей, проповедническая работа со взрослыми, участие в социально-культурных проектах, пополнение рядов духовенства, их постоянное обучение, расширение их апостольского служения, активизация устной и письменной проповеди, расширение и попечение о прихожанах и о тех, кто еще находится за оградой Церкви. Первым шагом в этом направлении явилось возобновление деятельности Духовного Училища при Московской Митрополии в 2004 году.

Сегодня по прошествии трех лет мы имеем первые результаты благого начинания покойного владыки. С Божией помощью многие трудности удалось преодолеть. В этом году состоялся первый выпуск Духовного Училища, открылось заочное отделение, идет подготовка к распределению выпускников, создаются условия для уставной и певческой практики студентов. В продолжение темы образования хотелось бы особо отметить важность воспитания молодого поколения в духе христианского благочестия. Это можно осуществить, устраивая воскресные школы, детские христианские лагеря, проводя христианские уроки  в общеобразовательных школах. При владыке Андриане в Московской Митрополии был создан и продолжает действовать молодежный отдел, который возглавляет иерей Александр Маслов. В его задачу входит поддержка  различных форм общения молодежи, проведение духовных вечеров, выпуск газет, проведение епархиальных собраний молодежи. С хорошей инициативой в этом вопросе, выступила Ярославская и Костромская епархия, в которой иерей Тимофей Овчаров создал в городе Ярославле молодежный культурно-информационый центр.

Что касается Белокриницкой митрополии, находящейся в Румынии, хочу напомнить, что на Соборе 2005 года мне было высказано пожелание приложить усилия для нормализации отношений. В ноябре 2005 года состоялась встреча в Белой Кринице с митрополитом Леонтием, где была достигнута договоренность о проведении в 2006 году совместного Собора наших митрополий. Но он, к нашему сожалению, не состоялся, т. к. делегация из Румынии не приехала в Белую Криницу.

В 2008 году намечается празднование 100-летия освящения Успенского Собора в Белой Кринице. Хотелось бы, чтобы этот юбилей явился праздником взаимопонимания, единения и братской любви двух митрополий, и чтобы в дальнейшем Белая Криница была не «яблоком раздора» между нашими митрополиями, а местом, где постоянно возносятся к Богу совместные молитвы древлеправославных христиан из стран всего мира.

Сегодня осуществление в нашей стране принципа свободы совести дает возможность нашей Церкви участвовать совместно с государством в заботах о духовном и физическом здоровье народа. В частности, на Всемирном Русском Народном Соборе предоставляется такая возможность. Это международная общественная организация и форум, место встречи людей, которые объединены заботой о настоящем и будущем России. В заседаниях соборов участвуют представители власти, лидеры общественных объединений, представители традиционных религий России, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья.

Когда предстоятель старообрядчества принимает участие в подобных форумах, можно услышать некоторые упреки. Например, говорится, что такие мероприятия проводятся по благословению патриарха РПЦ МП, а потому мы не имеем канонического права на участие в таких форумах. Полагаю, что вопрос о благословении патриарха в данном случае не стоит рассматривать с церковно-канонической точки зрения. Поскольку в большинстве светских мероприятий, возглавляемых представителями РПЦ МП или имеющими благословение от предстоятеля Московской Патриархии, никакого церковного благословения патриарха не преподается. Термин «благословение» в таком случае подразумевает «санкцию» РПЦ МП на проведение того или иного мероприятия. Подобная практика существует и в старообрядчестве. Архиереи, давая благословение на проведение мероприятия, издание книги, выступление, не совершают никаких богослужебных благословляющих действий. Поэтому «благословение патриарха» не имеет канонического значения для старообрядцев, принимающих участие в подобных мероприятиях. Старообрядцы и ранее участвовали в мероприятиях, имевших «благословение патриарха РПЦ МП». Но это не означало что мы вступили или вступаем в церковно-молитвеные отношения с инославными.

Иногда говорят, что старообрядцы, не могут принимать участие в подобных мероприятиях, поскольку уставные цели общественных объединений, выступающих организатором таких акций, противоречит целям и задачам старообрядческой Церкви. Но, участвуя в подобных заседаниях, мы не подписываем никаких уставных документов. Участники собора - старообрядцы не являются официальными членами Собора, и на них не возлагается ни юридическая ни церковно-каноническая ответственность.

То же можно сказать и о президиуме собора. Там находятся как постоянные его члены так и приглашенные лица. Именно в качестве приглашенных наша делегация присутствовала на Русском Соборе.

 Сегодня у старообрядчества появилась возможность искать взаимопонимания с государством и светскими структурами на всех уровнях. При этом несомненно мы должны сохранять верность своей Церкви, ни в коем случае не поступаясь основами веры.

Думаю, что нашей Церкви сегодня полезно и сотрудничество с другими конфессиями в гуманитарных, общественных, и социальных вопросах. Таких как, например борьба с наркоманией, пьянством, табакокурением, азартными играми и т. п. Сегодня наша Церковь открыта к диалогу с другими конфессиями, но в этом диалоге, мы намерены отстаивать принципы сохранения истинного православия и святоотеческого учения. Святые Отцы не отказывались от диалога о вере, но считали своим долгом свидетельствовать об истине. В своих интервью СМИ, я говорил, в частности, о необходимости в России национального единства перед лицом усиливающегося духовного падения. Темы совместных действий РПСЦ и министерства Культуры РФ в области духовно-нравственного возрождения России были обсуждены на встрече в Московской митрополии с Министром Культуры РФ Соколовым А. С. От лица Митрополии министру было передано обращение, в котором была выражена обеспокоенность тем, что в средствах массовой информации идет насаждение пороков и разврата. Это обращение РПСЦ получило широкий резонанс и поддержку общественных и религиозных деятелей. Объединение усилий в вопросах сбережения нравственного здоровья нашего народа недопустимо смешивать с понятием экуменизма, как формального объединения разных религий, подразумевающего компромиссы в вопросах веры. Мы не принимаем и не будем принимать участия в экуменических совместных молитвах с иноверцами. Но это не означает, что мы должны быть закрыты от общения с представителями иных конфессий. По слову св. апостола Павла: «Благообразно ходите ко внешним».

В 2006 году у нас состоялось встреча с председателем ОВЦС МП митрополитом Кириллом (Гундяевым). На встрече шла речь о наших усилиях помочь обрести русским людям любовь к родной земле, о сохранении нашего общего культурного наследия, однако вероучительных вопросов мы не касались. Такой же подход мы сохраняем и при встречах с другими архиереями МП. 

Хотелось бы затронуть в этой связи вопрос о созданной комиссии при Совете Митрополии «По взаимоотношениям с РПЦ МП», которую возглавил архиепископ Савватий. Со стороны Московской Патриархии также была создана подобная комиссия, которую возглавил епископ Феофилакт Брянский и Севский. Целью создания этих комиссий было способствование уменьшению предвзятости во взаимоотношениях, обсуждению спорных имущественных и правовых вопросов и не в последнюю очередь - выработка протокола взаимного поведения на общих встречах, в частности о формах приветствия.

На первой предварительной встрече в этом году главы комиссий имели возможность познакомиться лично, обменяться видением имеющихся проблем. Также были обсуждены вопросы взаимного приветствования при встречах иерархов и возможность участия РПСЦ в редактировании учебников для средних школ по курсу «Основы православной культуры» -  разделов, касающихся объяснения  причин, вызвавших трагический раскол XVII в., а также истории и современности старообрядчества.

Касаясь осмысления вопроса взаимоотношений с РПЦ МП,  мне хотелось бы привести слова Ф. Е. Мельникова из статьи «Прославление патриарха Гермогена», написанной в 1913 году. «Мы искренне сочувствуем совершаемому ныне повороту синодальной иерархии к лицу древнерусской Церкви и в этом повороте видим победу старообрядчества».

В своей деятельности наша Церковь сталкивается с ситуациями, когда решение административных или хозяйственных вопросов на местах увязывается с позицией местного архиерея РПЦ. Этот очевидный перекос в практике государственного управления создает препятствия для деятельности наших общин. Поэтому поддержание дипломатических контактов с соответствующими структурами Московской Патриархии является полезным и целесообразным направлением внешней деятельности Московской старообрядческой Митрополии, повторяю, совершенно не затрагивающим вопросов вероучения.

Но не только это делает необходимыми подобные контакты. Жизнь показывает, что нам не стоит ограничиваться только беседами о возвращении бывших наших храмов, икон, другой церковной собственности. Вспомним сетование первых старообрядцев, которые печалились о горестном разделении русских христиан. Вспомним челобитные протопопа Аввакума и Соловецких иноков, убеждавших опомниться и вернуться к истинному благочестию. Но тогда ответом им служили дыба да костер. Сегодня ситуация другая, мы видим, что в среде МП стал проявляться все возрастающий интерес к древнецерковной традиции. Фактически сложилась уникальная ситуация, которой никогда прежде не было, и о которой наши предки не могли даже мечтать, когда писали свои челобитные и вели апологетические диспуты. Но, в любом случае, все серьезные решения, определяющие направление церковной политики, должен принимать Освященный Собор.

Так и на нынешнем Соборе предполагается обсудить итоги и перспективы контактов  с РПЦ МП и другими конфессиями. Появившиеся опасения о неоправданном сближении и тем более объединении с РПЦ совершенно безосновательны!

Говоря о проблемах старообрядчества, хотелось бы еще раз обратиться к Ф. Е. Мельникову. В своей статье «Путь объединения старообрядчества» он пишет: «Все старообрядцы, несомненно, скорбят о существующих между нами разделениях и разногласиях, и все они жаждут объединения разделенного старообрядчества в одну древлеправославную Церковь». Поэтому мы пытаемся установить отношения со всеми старообрядческими согласиями.

Во взаимоотношениях с Русской Древлеправославной Церковью наметились шаги к заинтересованности в диалоге с целью сближения позиций в решении существующих спорных вопросов, а также путей укрепления взаимного доверия.

С этой целью в 2006 году с нашей стороны было направлено в РДЦ обращение, принятое на Совете Митрополии, в котором выражен призыв к взаимным шагам по налаживанию отношений доверия, открытости и единения. Определенным ответом на это обращение было решение Собора РДЦ в мае 2007 года, признавшее неудовлетворительность их бывших решений по отношению к Белокриницкой иерархии и признавшее, что митрополит Амвросий не состоял под запрещением в священнослужении при присоединении к старообрядчеству. Также произведено изъятие из книжных лавок и с сайта материалов, содержащих грубую критику Белокриницкой иерархии.

К сожалению, с нашей стороны пока нет должной положительной реакции на эти, можно сказать, исторические шаги со стороны РДЦ. Хотелось бы пожелать комиссии по взаимоотношениям с РДЦ, возглавляемой о. Алексеем Лопатиным, четче и глубже продолжать разрабатывать эту тему.

 Со старообрядцами беспоповцами не приемлющими священства мы также хотели бы наладить добрососедские деловые контакты, способствующие тому, чтобы все старообрядцы выступали вместе по вопросам общественной, правовой и духовной жизни нашего общества.

Со своей стороны я несколько раз обращался к руководству Поморской старобрядческой конфессии с предложением о личной встрече, но пока не получил положительного ответа. Надеюсь, что все же в будущем такая встреча произойдет.

 В течение последних двух лет стабильно работал информационно-издательский отдел митрополии. Так, например, была улучшена работа над календарем, тщательно выверен месяцеслов, и вот уже второй год это церковное издание выходит в положенные сроки. В этом году Церковный календарь удалось напечатать перед Освященным Собором. Продолжается издание журнала «Вестник митрополии», постоянно пополняется новостями официальный сайт московской митрополии. За последние два года московскими телекомпаниями было снято около 15 фильмов и телесюжетов о Рогожской слободе. На радиостанциях «Маяк» и «Говорит Москва» прошел цикл передач, посвященных старообрядчеству. Сотрудники отдела принимали участие в ряде научных конференций: «Старообрядцы Зарубежья», «Традиционная книга позднего русского средневековья», «Старообрядчество в Тверском крае», «Опыт церковной соборности».

Отделом подготовлено новое издание брошюры «Краткая история Русской Православной Старообрядческой Церкви», куда впервые вошла глава «Старообрядчество в XX веке». Также сотрудниками отдела подготовлены к изданию переводы 35 житий святых древнерусской Церкви в период XI – XIII вв., что составит первый том нового 5-томного издания житий древнерусских святых. Было также подготовлено жизнеописание подвижников древлеправославия иноков Павла и Алимпия Белокриницких, иконописца Андрея Рублева и первопечатника Иоанна Федорова.

В 90-летний юбилей со дня кончины известного общественного и церковного деятеля епископа Михаила Семенова был проведен круглый стол, посвященный его личности и писательскому наследию.

Впервые в современной истории старообрядческой Церкви проведены награждения за лучшие работы  в жанрах научного исследования, журналистской публицистике, издательской деятельности, посвященной истории и современности старообрядчества. Грамоты и подарки Московской Митрополии получили два десятка  представителей средств массовой информации, издателей и авторов. В последние годы появилось несколько новых периодических изданий, из них хотелось бы отметить сборник архивных документов «Во время оно» под редакцией Виктора Боченкова, журнал «Общий дом», газеты «Покровский вестник», «Сибирский старообрядец», «Община», «Благовест».

При митрополии работает архивно-библиотечный отдел, который состоит из книгохранилища, архива митрополии и библиотеки. За последние два года были проведены работы по составлению списка книг и рукописей.

Продолжается разбор и учет редчайших малотиражных книг и брошюр по всем периодам нашей церковной истории. Работы в книгохранилище позволили вплотную подойти к изданию богатейшего наследия одного из ярких представителей нашей Церкви епископа Арсения Уральского. Предполагается издать 10-томное собрание его сочинений. Выход первого тома, а также книжная выставка и конференция будут приурочены к 100-летию преставления епископа - Арсения Уральского в 2008 году. В настоящее время ведутся работы по разборке и описанию архива Митрополии, который состоит из трех фондов и насчитывает около 5-ти тысяч единиц хранения. На основании материалов архива подготовлен и сдан в типографию четвертый выпуск журнала «Во время оно», в стадии завершения находится пятый выпуск.

В 2005 году положено начало созданию библиотеки Митрополии. Несмотря на то, что она находится при Духовном Училище, это – общее достояние митрополии, обеспечивающее информационные и читательские потребности всех желающих. Открыт общедоступный читательский зал. В настоящее время книжный фонд библиотеки составляет 3500 книг.

                      Уважаемые участники Освященного Собора!

Сегодня мы имеем долгожданную свободу, возможность развиваться и проповедовать истину.

Задачи, стоящие перед нашей Церковью, безусловно требуют времени и серьезных материальных затрат, но основное, что нужно нам сегодня – это сохранение истинной веры, которую заповедали нам благочестивые предки.

Призываю Освященный Собор потрудиться в духе мира и христианской любви. Святость Собора заключается в его неизменной последовательности прежде бывшим Соборам, прошедшим в Духе Божием.

Освященный Собор – есть служение Богу, оно должно совершаться с подобающими торжественностью и величием. Здесь невидимо пребывает Глава Церкви – Господь наш Исус Христос!
 
Не может быть места страстям человеческим, греховным наклонностям. Все должно быть в благоговении и молитвенном настроении. Тогда в деяниях собора будет слышаться  глас Божий и изволение Святаго Духа, общее стремление послужить Господу и Его Церкви.

Да поможет нам Бог свершить сей Собор в единении, мире во славу и на благо Церкви Христовой!

Прошу у всех Вас христианского прощения за мои грехи и немощи, и Ваших молитв ко Господу Богу, да бы даровал Он мне недостойному телесных сил, смирения, терпения и христианской любви.       

           И Бог мира и мое архипастырское благословение да будет со всеми вами!

                                                   Аминь!

 Смиренный Корнилий, митрополит Московский и всея Руси


 



 

Категория: Соборы, съезды | Просмотров: 1717 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]