Как видим, напряжение по завершении Собора не спало, поскольку несходство мнений соборян осталось.
Стороны не устояли против общего врага, к которому наша брань. И сейчас торжествует он. «Горе миру от соблазн. Нужда бо есть приити соблазном. Обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит» /Мат.18,7/.
Изменившийся голос и поведение пастыря вызвали в «стаде овец» беспокойство.
«Овечка» с болью читает упрек, что у нее «слишком сильна генетическая память о недоброжелательном отношении к старообрядцам со стороны церковной и светской власти»; а она-то надеется, что благодаря этой памяти будет вписана в Книгу Жизни.
«Итак, братие, стойте и держите предание, им же научистеся, или словом, или посланием нашим» /2Фес.2,15/.
Или как можно укорять неофитов? На то они и вновь обращенные. Неофитами были ученики Христовы, все первые христиане из язычников и евреев. Затем до совершенства их доводили апостолы посланиями и изустно в беседах и проповедях. А апостол Павел не был ли сначала неофитом?
Как нам сейчас убеждать других в истинности старообрядчества и принимать новых неофитов? Не об этом ли говорил Христос?: «Горе вам книжницы и фарисеи, лицемерии, яко приходите море и сушу, сотворите единаго пришельца, и егда будет, творите его сына геены, сугубейша вас» /Мат.23,15/.
Вывод: соблазн есть, и чтобы успокоить паству виновникам надо «сотворить плод достойный покаяния» /Мат.3,8/.
М.Ф.Никонов
04.11.07 г. Н-Новгород |