Главная » 2007 » Ноябрь » 8 » О чем болит душа Киркиры? Статья Н.Салагубовой в "Нашей газете" (Латвия)
12:05
О чем болит душа Киркиры? Статья Н.Салагубовой в "Нашей газете" (Латвия)

Войтишская старообрядческая община держится упорством и трудолюбием таких неравнодушных людей, как ее бессменный председатель Киркира Фирсовна Румянцева. Мы подготовили материал о заботах и бедах Войтишской старообрядческой общины с надеждой, что найдутся добрые люди, которые помогут старикам-староверам сохранить богатство, доставшееся им от предков. 

 

Старообрядческая община в Войтишках существует с тех пор, как близ местечка Скрудалиена в 1740 году был построен молитвенный храм. Почти трехвековая история общины — это история упорства и выживания местных староверов: их моленную закрывали, сжигали, обворовывали. Но, словно Феникс из пепла, на одном и том же месте вновь и вновь поднимался старообрядческий храм. Существующему сегодня зданию чуть более 10 лет: его отстроили после пожара, которым, как считают местные жители, воры скрыли следы своего варварского преступления — кражи святых икон и книг.

 

Нам очень повезло: нашим проводником по земле Войтишской старообрядческой общины стала Киркира Фирсовна Румянцева, ее бессменный председатель, человек неравнодушный, болеющий и тревожащийся за каждую мелочь в жизни общины (из-за привычки все сокращать люди ее чаще зовут Кирой). Настойчивость и энергия этой моложавой женщины со светлым и одухотворенным взглядом ясных глаз вызывает не только восхищение, но и добрую зависть. Можно только представить, что она переживает, когда в приходе остались одни старики, когда общине не только не хватает денег на самое необходимое, но и просто нет рабочих рук, чтобы привести в порядок старинное кладбище, первые могилы на котором появились 250 лет назад. 

 

Остались только березы

 

День был привычно пасмурным, а на холме, где расположился белоснежный домик старообрядческого храма, гулял промозглый и холодный ветер. Отсюда открывался изумительный, берущий за душу вид на озеро, на темнеющий лес, на дальний хуторок. В годы войны на колокольне храма (от того времени остались только березы) располагался немецкий наблюдатель, корректирующий огонь своих батарей по расположенным в двух километрах отсюда позициям Советской армии.

 

Пока выбивали фашиста с высоты, были уничтожены все здания общины, сильно пострадала и сама моленная, восстановленная после войны. Но самую черную полосу общине пришлось пережить в конце 90-х годов.

 

Это случилось на Лиго. «Вы ведь видите, какое красивое у нас озеро, — рассказывает Кира Фирсовна, даже по прошествии стольких лет с трудом сдерживая слезы и боль потери. — На Лиго собираются горожане, жгут костры, люди радуются, а нелюди...».

 

Нелюди виртуозно вскрыли железные ставни молельни и унесли 48 икон. Через несколько месяцев из церковного домика при храме было украдено 5 икон и один староверский крест. До сих пор полиция не может сказать староверам ни одного слова, которое дало хотя бы надежду, что ведутся поиски варваров, не щадящих самое святое для человека — его веру. А ведь, когда совершалась кража, в храме была включена сигнализация. И что настораживает — брали самые ценные иконы 16-го, 17-го и 18-го веков, словно воры не только были хорошо информированы, как справиться с охранной системой, но и имели, как пишут в современных детективах, исчерпывающую информацию о том, где брать и что.

 

Неподдельное восхищение вызывает упорство, с каким староверы по крохам опять стали собирать и приносить в свой храм иконы, священные книги и церковную утварь.  

 

Помнить – значит, жить

 

Грех быть в Войтишках и не зайти на местное старообрядческое кладбище, поэтому, выйдя из храма, мы отправились к древнему погосту. Кладбище раскинулось по обе стороны от проселочной дороги: с одной стороны — новое, ухоженное и чистое, с другой — старинное с покосившимися памятниками, изъеденными временем и безжалостными лишайниками. Ступая по сплошному мокрому ковру из осенних листьев и уворачиваясь от порывов ледяного ветра, мы испытывали щемящее чувство бессилия перед разрушающей мощью времени и человека.

 

Радует, что на старинном погосте появляются редкие ухоженные могилы. Это значит, что не могут жить люди, не помня своего родства. Но печалит, что, наводя порядок на последнем пристанище своих предков, человек с легкостью выбрасывает весь мусор на соседнюю, заброшенную, могилку. Вот какой-то лихач разнес в щепки легкий штакетник кладбищенского забора, а вот здесь — установили на могиле родного человека новый надгробник, а старый бросили тут же рядом, не потрудившись даже донести его до кучи мусора.

 

Следы привычки отдельных горожан выбрасывать мусор где придется видны повсеместно — их и погост, и чужая скорбь не остановят. Для сельских жителей эти стихийные свалки — постоянная головная боль, а у прихожан Войтишской старообрядческой общины — вдвойне. До революции земли, на которых располагаются моленная и кладбище, принадлежали одному из местных жителей, который, как говорит молва, все заложил в банк и пропил. Ну а община собралась всем миром да землю выкупила.

 

Восстановив свои права на земельную собственность, община приобрела обязанность самой укаживать за своей территорией. А кто сможет работать, если в приходе одни старики?! Вот и стучится Кира Фирсовна во все двери с надеждой на помощь. Спасибо районному совету — не отказывает, но эта помощь — капля в море. А ведь сохранить древние могилы — в интересах всего нашего края, делающего серьезную ставку на развитие туризма.

 

Сегодня старинное кладбище находится в плачевном состоянии: много упавших памятников, и осыпающаяся листва плотным покрывалом скрывает их от людских глаз. Стоя на коленях и пытаясь скрыть слезы, Кира Фирсовна рассказывала о наболевшем, а сама застывшими на ветру руками очищала вековые каменные плиты.

 

Не ушли мы отсюда без удивительной встречи во времени. В молодой поросли деревьев стояли два памятника: один — массивный, другой — поскромнеее. Первый, как удалось нам прочитать, был установлен на могиле Петра Филипповича Формакова, ушедшего из жизни в 1851 году, другая могила принадлежит его жене, купеческой дочери Анне Формаковой, скончавшейся через год после смерти мужа. Это прадед и прабабка известного в Двинске Арсения Формакова. Народная молва сохранила воспоминания о похоронах Петра Формакова. Его принесли сюда, на Войтишское кладбище, из города на руках — таким образом люди отдавали дань уважения этому человеку. 

 

Нужна рука помощи!

 

В помещении моленной Войтишской общины очень холодно, прихожане в кредит приобрели отопительный котел, а вот деньжонок и силенок установить его нет, а ведь еще кредит возвращать нужно. «Может, найдутся добрые люди, — с надеждой и неиссякаемой верой говорит Кира Фирсовна, — которые помогут нам. Не о себе печемся — хочется оставить память внукам и детям, чтобы и они в свою очередь хранили веру и передавали ее своим детям и внукам. Чтобы куда их жизнь ни забросила, возвращались они в свой дом, к родительским могилам».

 

Если наш рассказ разбудил вашу душу и вы хотите предложить свою помощь Войтишской старообрядческой общине — позвоните по телефону 65495267 Киркире Фирсовне Румянцевой. 

 
Наталья Салагубова
 
Категория: Новости из общин | Просмотров: 1470 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]