Главная » 2007 » Ноябрь » 15 » Мнение: Никонов М.Ф. Соль земли
05:12
Мнение: Никонов М.Ф. Соль земли
Оставаясь с присвоенным нам Екатериной II именованием «старообрядцы», мы каждый раз бываем вынуждены разъяснить, что наше отличие не только в обряде. Так не пора ли нам сменить не отвечающий нашей идентификации образ? Это бы в какой-то мере тоже содействовало проповеди.
 
В своем докладе Собору Владыка подчеркнул, что сейчас сложилась уникальная ситуация, когда мы имеем долгожданную свободу, возможность развиваться и проповедовать истину.
 
И эту возможность, без сомнения, надо не откладывая использовать в первую очередь для наведения порядка в своем доме, подтянуться до уровня наших благочестивых предков.
 
По поводу проповеди. В Евангелии среди ряда наставлений апостолам и их приемникам, есть такое: «Вы есте соль земли. Аще же соль обуяет, чим осолится; ни во что же будет к тому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки» /Мат.5,13/.
 
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, более доходчиво для нас писал: «Пророки посылались к одному народу, вы же- соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас. Если учитель обуяет, т.е. если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится, т.е. исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, т.е. подвергнут презрению».
 
Еще. В Толковом Апостоле /Колос. 4,6/ пояснение в таком виде:
 
Апостол. Слово ваше да бывает всегда во благодати солию растворено.
 
Златоуст. Не буесловим. Слово, рече, гнило да не изыдет от уст ваших.
 
Вопрос. Что есть соль, юже повеле Господь имети; рек: имейте в себе соль. И мир имейте друг с другом. И апостол же рече, слово ваше всегда во благодати солию растворено.
 
Продолжение стиха
 
Ап. Ведети како подобает вам единому комуждо отвещевати.
 
Злат. Инако братии, инако неверным глаголати. Сице бо и Христос повеле не пометати бисера перед свиниями.
 
У современных наших учителей слово не всегда бывает « растворено солию». Для краткости вот хотя бы один свежий пример.
 
В доклад митрополита вкралось /?/ «слово без соли». Фраза: «Но это не означает, что мы должны быть закрыты от общения с представителями иных конфессий. По слову св. апостола Павла: «Благообразно ходите ко внешним».
 
Такого выражения у апостола Павла нет, поэтому и не сделана ссылка на источник. Есть похожее, но не о том, как хотелось бы автору.
 
 
Для ясности надо сразу сказать, что приведенный набор слов относится к двум мыслям апостола Павла, высказанных в разных посланиях и с разной целью.
 
1. В послании к римлянам /13,11-13/ Старославянская Библия/, апостол пишет: «Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию. Но облецемся Господем нашим Иисус Христом».
 
Как видим, «благообразное хождение» относится не ко внешним.
 
Можно предположить, почему в памяти автора удерживается фраза «благообразно да ходим». Эти слова инок Марк включил в молитву Пресвятей Троице, которая читается в конце воскресной полунощницы: «Всемогущая и животворящая Святая Троице… да нощнаго и мрачного зла, световидным покаянием пременьшеся, и яко во дни благообразно ходяще, и очищени объявимся человеколюбию Твоему недостойни...»
 
А вот как звучит синодальная интерпретация: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света, как днем, будем вести себя благочинно,…».
 
Из этого тоже ни с какой натяжкой не выведешь «хождения ко внешним».
 
2. В послании к Колосаем /4,5 Старосл. Биб./ апостол пишет: «В премудрости ходите ко внешним, время искупующе. Слово ваше да бывает всегда в благодати солию растворено, ведети подобает вам единому комуждо отвещевати.»
 
Книга Толковый Апостол
 
Ап. «В премудрости ходите ко внешним"
 
Златоуст: Иже Христос учеником рече, се Аз посылаю вас яко овца посреде волков, будете убо мудры яко змия, целы же яко голуби. Се же и Павел глаголет. Хранители веща/ будете ко внешним ни единыя приемлюще от них пакости. И не жесток буди ниже ослаблен. Внешния же и еллины глаголет. Добре же к тем хранительным быти повелевает. Аще бо братия вины ищут, кольми паче сии.
 
Ап. «Время искупующи»
 
Злат. «Сиречь кратко есть настоящее время. И выше глагола, яко живот наш сокровен есть со Христом в Бозе. Стяжим же его зде благаго ради жития. Сие бо рече житие несть ваше, но их. Не хотите господствовати, и да не мнят время сребром искуповати, но обаче везде треба меры».
 
Синодальный вариант: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем».
 
Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить, что в текстах Св.Писания синодального издания «плевелы», из-за которых можно потерять ориентиры, встречаются почти на каждом шагу.
 
Пояснение слова «искупующе» в словаре Даля:
 
- выкупать, выручать за деньги или др., искупать себя самого;
 
- грехи его искупились покаянием;
 
- Искупителем зовем мы Спасителя. Господа Исуса Христа
 
М.Ф. Никонов
 
13 ноября 2007г. г. Н-Новгород.


Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1168 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]