Уважаемые участники Совета!
Укрепление связей с соотечественниками, сохранение и развитие культурного наследия народов России за рубежом, считаю очень важным.
Для русского народа, стремящегося сохранить свой особый исторический путь, помимо заботы о самосохранении, необходима и забота о той части наших соотечественников, которые оказались вне своей исторической Родины. Речь идет о русской диаспоре. О той части русских людей, которые в силу различных политических потрясений живут теперь за пределами Российской Федерации.
Зарубежное пребывание для русских не является чем-то новым. Уже более трех веков успешно живут, храня веру отцов, в зарубежных поселениях русские старообрядцы, которые имеют крепкие, устойчивые и тесно связанные между собой общины в Европе, Северной и Южной Америке и в далекой Австралии. Они смогли сформировать полноценное существование (языковое, культурное, социальное, религиозное) стараясь сохранить свою самобытность и устойчивые связи с Отечеством. Постепенно выработался особый характер, целостность и стойкость в отеческих преданиях как в бытовой, так и в церковно-общественной жизни.
В настоящее время, проживая в десятках стран мира, они показали себя как трудолюбивые, законопослушные, верные своему слову люди.
Изменилось их отношение к России: теперь уже не как к мачехе-гонительнице, а как к родной матери, наследнице Святой Руси. История старообрядчества есть собственно история русских традиций и обычаев, русской религиозной мысли, идущей из глубины веков.
Известно, что условием существования устойчивой русской диаспоры является сохранение на бытовом уровне чистоты русского языка, закрепленной традициями русской культуры, поддержание церковных приходов - как духовных и культурных центров диаспоры.
Наши братья старообрядцы, живущие за рубежом приходя в свои храмы, и, участвуя в богослужении по древним русским уставам, восстанавливают душевные силы, укрепляются духовно. Именно поэтому мы так обеспокоены состоянием наших храмов и приходов за рубежом, их связью с нашей общей Отчизной. Они – тот духовный родник, который сохраняет православие русского человека от влияния иноверного окружения. Сегодня как никогда велика ценность искренне верующего человека, цельной личности с живым и трепетным духом
Мне довелось побывать в старообрядческих общинах на Украине и в Молдавии, которые являют собой показательный пример сохранения православно-русской культуры. Хорошо бы государству активнее участвовать в жизни русских людей, волею судьбы оказавшихся за пределами России.
Это можно осуществить через развитие культурных связей, в том числе и непосредственно с церковно-приходскими общинами, объединяющими русских людей. Им необходима помощь в обучении молодежи, в обеспечении русскоязычной литературой, церковной утварью, в реставрации и восстановлении храмов.
Например, в самой западной части Украины, на границе с Румынией, находится русское село Белая Криница, на протяжении ста шестидесяти лет являющееся историческим духовным центром, объединяющим старообрядцев многих стран мира.
В начале прошлого столетия в Белой Кринице, расположенной в то время в Австро-Венгерской империи, трудами известных московских купцов и промышленников был выстроен Успенский собор, величественная архитектура которого выдержана в традициях русского каменного зодчества. Его редкий по красоте дубовый резной иконостас изготовлен в г. Владимире, а иконы написаны мастерами палехской школы. Этот уникальный памятник архитектуры можно считать культурным наследием всего русского народа.
В 1988 году при активном участии советского Фонда культуры под управлением академика Д. С. Лихачева была разработана программа по реставрации Собора, но, к сожалению, в связи с распадом страны и отделением Украины эту программу не удалось полностью осуществить.
В следующем году будет отмечаться 100-летие освящения Успенского Собора, ожидается приезд многочисленных гостей. Силами местной общины проводится работа по созданию в Белой Кринице русского культурно-просветительского центра, но возможности небольшой сельской общины ограничены.
Участие нашего государства в реставрации Успенского Собора и в проведении празднования 100-летия его освящения может стать хорошим примером заботы о русских людях, о поддержании памятников русской культуры за рубежом.
Укрепление связей с соотечественниками может выражаться и в развитии программ по сохранению живого русского языка, в организации выставок, фестивалей древнерусского пения, в приглашении молодых людей на учебу в России, а детей в лагеря летнего отдыха.
Объединение усилий Государства и Церкви в сохранении и развитии культурного наследия России обязательно найдут отклик в среде старообрядцев, живущих за рубежом, которым всегда было присуще чувство солидарности со своим народом и стремление к духовному единению со своей исторической Родиной.
|