На этой неделе наш сайт опубликовал решения "собора" христиан, отделившихся от Русской Православной Старообрядческой Церкви. Квалифицируя это собрание как раздорническое самочинное сборище, член канонической комиссии Русской Православной Старообрядческой Церкви, настоятель Саратовского храма РПСЦ иерей Вадим Коровин дает свои комментарии к принятому "собором" постановлению. Мы публикуем текст постановления, принятого 22-23 ноября 2007 г. в Москве и параллельно - комментарии о.Вадима Коровина (они выделены курсивом)
Постановление Освященного Собора Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой иерархии, проходившего в граде Москве 22 - 23 ноября 2007 г.
1. Об отношении к современной РПсЦ, и ее собору 2007 года.
1.1. Мы, православные христиане, входившие ранее в состав Русской Православной старообрядческой Церкви (далее – РПсЦ), собравшись на Освященный Собор, с прискорбием сообщаем об отпадении от Церкви Христовой участников собора РПсЦ 2007 года, по причине отступничества большинства соборян от православного предания. Отступничество выражается в следующих фактах:
- отказ от анафематствования никонианской ереси; (неправда, Собор не отказывался от анафем на никониан, но подтвердил, что никонианство - ересь 2 чина).
- заявления о продолжении курса на сближение с РПЦ МП; (неправда, Собор не заявлял о курсе на сближение с никонианами, а признал их еретиками 2 чина).
- принятие подклятвенного решения, оправдывающее все неканоничные деяния митрополита Корнилия (Титова); (неправда, Собор не оправдал все действия митрополита, но не нашел в неправильных действиях митрополита Корнилия ничего дающего возможность его наказания и отстранения, тем более, что митрополит раскаялся и попросил прощения за допущенные нарушения).
- восстановление в священнослужении епископа Силуяна (Килина) и священноинока Симеона (Дурасова); (неправда, не Собор восстанавливал епископа Силуяна в служении, это сделано Архиерейским судом, в соответствии с решением Архиерейского суда от 2005 года, предусматривавшим его восстановление в случае раскаяния)
- преследования ревнителей за свидетельство Истины; (наказанные уличены в клевете и публичном очернении священнослужителей).
- оправдание дружества с еретиками на церковном уровне, в рамках обычного общения (по 45 правилу свв. Апостолов, в толковании Ф. Вальсамона); (сами участники данного собрания, такие, как изверженный Собором протоиерей Елисей, были уличены на Соборе в молитвенном общении с никонианами и не покаялись в этом).
- нарушения принципа соборности Церкви. (Отвергающие решения Собора Церкви, как могут обвинять этот Собор в нарушении соборности? Не они ли - истинные нарушители соборности?)
1.2. Мы также указываем, что в среде РПсЦ до сих пор бытуют долговременные, укоренившиеся нарушения, несовместимые с православием и граничащие с ересью:
- перекрещивание присоединяющихся к Церкви лиц, имеющих трехпогружательное крещение; (перекрещивание еретиков и даже раскольников допускалось учением священомученика Киприана карфагенского и решениями бывшего при нем собора, которые не отвергнуты, но даже утверждены 2 правилом Шестого Вселенского собора; Соборное изложение патриарха Филарета постановляет: крещенных униатами даже трехпогружательно - вновь крестить через три полных погружения, см. Большой потребник; можно ли объявлять за эти соборные решения карфагенскую церковь и дониконовскую русскую церковь еретическими?)
- разделение Церкви на «коренных» и «неофитов»; (такого разделения РПСЦ не делает. На Соборе ряд его участников высказал мнение, что неофитам нужно не выступать в роли «судей» над сохранившими в годы гонений Старую Веру священниками, а проявлять благодарность к ним)
- непризнание браков приступающих к Церкви, когда один из супругов остается в неправоверии; (о том, что это неправда, свидетельствует последнее решение Митрополии по делу Иваровских).
- искажение евхаристической практики, например, необоснованные отлучения от святого причастия; (допущение до причастия и отлучение от него - дело совести иерея или архиерея, духовного отца; христианин вправе обжаловать неправильные решения перед вышестоящим архиереем или Собором; насколько известно, в последнее время таких жалоб не было)
- невозбраняемость брадострижения, брадобрития у мужчин; стрижения волос и хождения с непокрытой головой у женщин; (непонятно, чем подтверждается эта претензия; кто конкретно из архиереев или иереев не возбраняет?).
- совершение таинств и треб для лиц, отпавших от церковного общения; (совершенно неконкретное обвинение, а следовательно,-бездоказательное).
- крещение без необходимой подготовки (воцерковления). (воцерковление - термин никонианский; у нас есть оглашение; оглашение как некий период перед крещением отсутствовало в первоначальный период истории христианства, потом стало повсеместно применяться, а в Средние века применялось уже далеко не всегда, как и позже, в гонительные времена; надо этот обычай официально восстанавливать, а не устраивать раздор с теми, кто «по старинке» обходится без периода оглашения перед крещением).
1.3. На основании всего перечисленного, по примеру и заветам Святых Отцов, мы заявляем о вероотступничестве РПсЦ, считаем это церковным раздором (ересью 3-го чина) и разрываем с ней каноническое общение, не желая участвовать в беззакониях и погибели человеческих душ. (Раздором, то есть самочинным сборищем, по 1 правилу св.Василия Великого, называются «собрания, составляемые непокорными презвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам: а сам удержав за собой предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище». Под это определение подходит новосозданная «ДЦХ»).
2. О каноническом положении и статусе настоящего собрания христиан.
2.1. Считать настоящее собрание православных христиан – чад Церкви Христовой, – Освященный Собор – высшим законодательным органом церковного управления.
2.2. С целью самоидентификации, возвратить прежнее наименование Церкви: «Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии».
2.3. Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии, является канонической правопреемницей Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ), и руководствуется всей полнотой православного Священного Писания и Предания, уложениями Вселенских и поместных Соборов, правилами святых Отцов и решениями предшествующих Освященных Соборов по 2006 год включительно. (Ниже, в пп.7.2.и 7.3, участники данного собрание пишут, что не признают и «отменят» некоторые соборные решения 2006 и 2002 годов, а в п.7.1 вообще пишут, что будут перепроверять заново все решения прежних соборов на предмет их правильности и «исполняемости»)
2.4. Признать недопустимым проведение голосования по вопросам, имеющим определения Священного Писания и Церковного Предания.
2.5. Подобно святым Отцам, подтвердить анафематическими клятвами все прежде бывшие ереси.
3. О церковном управлении Древлеправославной Церкви Христовой.
3.1. Определить временное административное деление Древлеправославной Церкви Христовой на две епархии: Московскую и Дальневосточную
3.2. Подтвердить границы Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии в тех территориальных границах, которые она имела на 1911 год (Иркутская обл., Саха-Якутия, Бурятия, Читинская обл., Амурская обл., Хабаровский кр., Магаданская обл., Чукотская обл., Сахалинская обл., Анадырь, Камчатская обл., Еврейская А.О., Приморский кр.).
3.3. Остальные регионы России и ближнего зарубежья временно передать под каноническое управление Московской епархии.
3.4. Вопрос о местонахождении Епархиального управления и кафедры Московской епархии передать на рассмотрение Епархиального Съезда Московской епархии.
3.5. Избрать епископа Германа (Савельева) епископом Московской епархии и местоблюстителем Московской кафедры митрополита Древлеправославной Церкви Христовой.
3.6. Поручить епископу Герману (Савельеву) временное окормление вдовствующей Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии.
3.7. Избрать иерея Георгия Иванова икономом Московской епархии.
3.8. Для управления Церковью в период между Освященными Соборами создать Духовный Совет Древлеправославной Церкви Христовой.
3.9. Избрать Духовный Совет в составе:
- преосвященный Герман, епископ Московский – председатель Духовного Совета,
- протоиерей Елисей Елисеев,
- иерей Георгий Иванов,
- иерей Константин Лунев,
- инок Алимпий (Вербицкий),
- Леонид Якушев,
- Александр Ванчев.
4. О кандидатах в архиереи.
4.1. Подтвердить избрание Ванчева Александра Ивановича кандидатом в епископы на Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию Дрелеправославной Церкви Христовой и призвать его выразить христианское послушание Голосу Церкви.
4.2. Обязать епископа Германа совершить поставление Александра Ванчева в епископский сан на Рожество Христово 2008 года. (Апостольское 1 правило предусматривает рукоположение 2 или 3 епископами; если участники данного собрания признают Белокриницкую Митрополию в г. Браила православной, а не «еретической», то обязаны просить ее епископов согласиться со своим решением и участвовать в рукоположении; таким образом, данный пункт, обязывающий епископа Германа совершить единоличное рукоположение, абсолютно антиканоничен).
5. О регистрации общин и Епархиальных управлений Древлеправославной Церкви Христовой.
5.1. Поручить комиссии Дальневосточной епархии по созданию Уставов, создать типовые уставы общин и епархий Древлеправославной Церкви Христовой.
5.2. Христианам Древлеправославной Церкви Христовой регистрировать в государственных органах юстиции местные религиозные организации (общины) и централизованные религиозные организации (епархии) на основе типовых Уставов.
6. Об официальном издании Древлеправославной Церкви Христовой.
6.1. Считать журнал «Слово Церкви» - официальным изданием Древлеправославной Церкви Христовой.
6.2. Поручить иноку Алимпию (Вербицкому) организацию информационной службы Древлеправославной Церкви Христовой.
7. О правомочности ряда решений прежде бывших Освященных Соборов РПсЦ.
7.1. Поручить Духовному Совету Древлеправославной Церкви Христовой создание комиссии по рассмотрению каноничности и исполняемости решений прежде бывших Соборов Древлеправославной Церкви Христовой и Русской Православной Старообрядческой Церкви. (Этот пункт полностью противоречит п.2.3., которым участники данного собрания объявляют, что основываются на решениях прежде бывших Соборов РПСЦ).
7.2. Отменить решение Освященного Собора РПсЦ 2006 года (п.12) «О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией и ситуации в Австралийским приходе» и аннулировать соответствующее «Обращение Освященного Собора к Браиловской митрополии», в силу неправомочности вторжения в каноническую область другой митрополии.
7.3. Отменить решение Освященного Собора РПсЦ 2002 года (п.16.3) «Обратиться от имени Собора к настоятелем общин и пастве о недопустимости молитвенного и личного общения с иереем Акакием», в силу канонической необоснованности данного решения.
8. Об экуменизме и толерантности.
8.1. Признать Экуменизм - неправославным, противоречащим святоотеческому Преданию учением, касающимся вопросов канонических границ Церкви и спасительности инославных сообществ, которое проявляется:
- в проповеди спасительности всех или нескольких религий; (неверно; экуменизм провозглашает равноспасительность всех христианских деноминаций, а не только нескольких).
- в представлениях о наличии полноты истины Христовой в разных вероисповеданиях, отказе именовать еретиков еретиками и применять к ним необходимые канонические нормы; (экуменизм не признает вообще церковных правил).
- в обосновании религиозных разделений причинами не вероисповедными, а историческими обстоятельствами, культурными и политическими особенностями и допущением возможности светских путей уврачевания религиозных разделений; (действительно, новое разделение вызвано скорее не вероисповедными, а другими причинами; вообще этот пункт не соответствует реальному учению экуменистов).
- в представлениях о равночестности и равноспасительности таинств и священнодействий, совершаемых Святой Церковью, новым, искаженным обрядам и священнодействиям еретиков; (экуменисты вообще безразлично относятся и к обрядам, и к их отсутствию)
- в допущении или оправдании молитвенных, литургических и других действий совместно с инославными и нехристианами, оправдании участия христиан в таинствах и молитвах еретиков; (экуменисты не оправдывают, а пропагандируют и насаждают совместные моления представителей разных религий).
- в учении об апостольском преемстве, которое, якобы, состоит исключительно в рукоположении, предполагающем, что это является главным отличительным признаком церковности, а также в том, что ереси второго и третьего чина, якобы, не вполне лишены спасительной благодати; (экуменисты вообще никакого значения не придают апостольскому преемству хиротонии).
- представлением, что обыкновенное неразборчивое общение на церковном уровне, якобы, не является законопреступным. (экуменисты выступают за всеобщее и полное молитвенное общение представителей всех христианских конфессиий, не говоря уже о простом житейском общении).
8.2. Таким образом, вышеизложенное учение и практические выводы из него являются разновидностью и развитием языческого философского представления о «множественности путей к истине», и древней ересью о всеобщем спасении. Признать такое учение и выводы из него несовместимыми с Православием.
8.3. Анафематствуем тех, кто является проводником или участником экуменического движения.
8.4. Считать религиозную Толерантность одной из форм проявления экуменизма, заключающейся в преступной терпимости по отношению к проповеди неверия, иноверия, секуляризации (обмирщения) и различных еретических заблуждений. (На самом же деле толерантностью принято называть терпимость, то есть мирное сосуществование с инакомыслящими; Св.Иосиф Волоцкий проповедует в книге «Просветитель»: если еретики не вовлекают в свою ересь православных, то с ними надо мирно сосуществовать).
8.5. Считать умолчание об Истине во время еретической или инославной проповеди, проявлением экуменизма и богоотступничеством, отлучающим от благодати Святаго Духа.
9. Об отношении к РПЦ МП.
9.1. Признать религиозные объединения, являющиеся наследниками синодальной «Греко-российской церкви» еретическими, не обладающими полнотой Христовой Истины и находящимися под клятвами Святых Соборов (например, Седьмого Вселенского и Русского поместного Стоглавого Соборов), в связи с содержащимися в них еретическими учениями, такими как:
- об относительной ценности Предания и о возможности его изменения или частичной отмены (доктринальная ересь);
- экуменизм;
- латинское учение о делении Церкви на учащую и учимую, включая бессоборность и узурпацию высшей иерархией церковной власти, и непогрешимость патриарха – епископа;
- разорение иноческого предания;
- изменение Символа Веры;
- троение «Аллилуии»;
- обливательное крещение;
- нарушения в совершении исповеди: практика «общей исповеди», неисполнения канонических правил, касающихся епитимии;
- исполнение таинств и треб для неверующих, некрещеных, и представителей других конфессий;
- уклонение от двоеперстия, которое является зримым исповеданием веры, употребление троеперстия и имянословного перстосложения;
- невозбранное отношение к брадобритию;
- люциферианство - отвержение рукоположения Белокриницкой иерархии;
- старчество и лжедуховничество: харизматическое лидерство, пользующееся особым авторитетом, якобы, предоставляющее право безграничной духовной власти, и позволяющее пренебрегать законами Церкви;
- замена православных Преданий измышленными, и прочее.
9.2. Перечисленные ереси являются следствием нарушения православного учения о Церкви, исповедуемого в Символе Веры: «…во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь»… и изложенного в соборных и святоотеческих уложениях книги Кормчей. Что обязывает по-прежнему относить современных никониан к ереси 2-го чина и считать их отступившими
9.3. Принимать приходящих из никонианской церкви на основании правил и практики, установившейся в Церкви Христовой, – крещеных обливательно, окропительно, – первым чином, крещеных погружательно – вторым чином через миропомазание и отречение от ереси.
9.4. С представителями РПЦ МП, как и со всякими еретиками, по правилам святых отцов, запрещается молитвенное общение, дружество, общение в пище и заключение брачных союзов.
9.5. Анафематствуем никонианскую ересь и свидетельствуем, что никониане, как и все еретики, находятся вне части спасаемых, а их таинства лишены благодатной силы.
10. О церковной десятине и содержании епископа.
10.1. Напомнить чадам Древлеправославной Церкви Христовой о необходимости исполнения заповеди Божией о церковной десятине.
10.2. Вопрос содержания епископа Германа (Савельева) передать на рассмотрение Московской епархии.
10.3. Просить христиан Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии вносить добровольные пожертвования на содержание преосвященного Германа, епископа Московского.
10.4. Транспортные расходы, затрачиваемые представителями Епархиального управления и общин ДВ-епархии на дорогу в Москву на Освященные Соборы, считать церковной десятиной от Дальневосточной епархии.
11. О служении протоиерея Николы Спижевого (г. Хабаровск).
11.1. Клирику Дальневосточной епархии протоиерею Николе Спижевому разрешить священнослужение в качестве второго священника.
11.2. Вопрос постоянного служения протоиерея Николы Спижевого передать на рассмотрение правящего архиерея.
12. О месте и времени проведения очередного Освященного Собора Древлеправославной Церкви Христовой.
12.1. Вопрос созыва очередного Освященного Собора Древлеправославной Церкви Христовой передать на усмотрение Духовного Совета.
преосвященный Герман (Савельев),
епископ Московский
протоиерей Елисей Елисеев,
иерей Александр Шестаков,
иерей Константин Лунев,
иерей Сергий Боголюб
иерей Георгий Иванов,
иерей Александр Черногор |