Шестеро молодых выпускниц Эстонской художественной академии реставрируют иконостас старообрядческого храма в причудском поселке Варнья. К концу августа 2008 года храм должен получить 109 икон, пишет Андрей Бабин.
Заброшенное, обшарпанное здание бывшей школы в Кадриорге со стороны выглядит безжизненным. Внутри дома тоже холодно и неуютно. За исключением одного из бывших классов, единственного обитаемого помещения, в котором и разместилась реставрационная мастерская. Здесь тепло благодаря электрообогревателям, и царит рабочая обстановка.
В авторской манере
Мастерскую взяло под свое крыло недоходное объединение «Русский музей», которому, собственно, и отдано это школьное здание. Правда, самого музея как такового все еще нет, и мастерская, выходит, пока его единственная реально действующая структура.
По словам руководителя реставраторов Ирины Лайранд, образовалась их группа благодаря проекту реставрации иконостаса храма в Варнья, который осуществляется при поддержке Евросоюза. «Все мы окончили отделение реставрации и иконописи нашей Художественной академии и работали кто где, а этот проект нас объединил», — рассказала Ирина Лайранд.
Но и до этого, по ее словам, все девушки совершенствовали профессиональное мастерство — прежде всего в России, где много хороших мастеров по реставрации икон. «Я, например, много раз бывала в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, где работает прекрасная мастерская с дружным коллективом, а также в Пскове, где училась у Натальи Михайловны Ткачевой, которая открыла мне много секретов реставрации», — сказала Ирина.
В Эстонии тоже есть хорошие специалисты. «В академии мы учились у Марики Лахт, которая сама в свое время постигала реставраторское мастерство в Санкт-Петербурге, — отметила Ирина. — Сейчас она работает в Музее под открытым небом и всегда готова нам помочь чем может».
Иконостас реставрируют молодые люди, и создал его в 1903 году также молодой иконописец Филипп Мызников, ученик известного мастера Гавриила Фролова. «Эта работа стала, очевидно, одной из последних работ Филиппа Александровича, потому что он вскоре умер от чахотки», — сказала Ирина.
Одну из стен мастерской занимает общий вид реставрируемого иконостаса. В некоторых рядах немало пробелов вместо изображения икон. «Они были похищены еще в 20-е годы», — пояснила Ирина. Эти иконы приходится воссоздавать заново. «Разумеется, делать это надо предельно близко к авторской манере и к особенностям данного молельного дома», — отметила Ирина Лайранд.
Просто следовать известным канонам, по которым создаются иконостасы, недостаточно, — сказала она. — Если не учитывать специфических деталей, то новые иконы будут выбиваться из общего ряда, а это недопустимо, хотя такое можно видеть в некоторых храмах, где священнослужители не слишком щепетильны в данном вопросе».
Вот почему практической работе предшествовали исследования творчества Филиппа Мызникова, поиск и изучение печатных источников, консультации со знатоками старообрядческой культуры и т.д. «Если сблизи и пристрастно присматриваться к иконам, которые мы пишем, то, наверное, можно найти какие-то отличия от авторских, но если смотреть издали, как большинство посетителей храма и делают, то разницы вы не заметите», — уверяет Ирина.
В этом можно убедиться и в мастерской. Вот на столе лежат две иконы — одна мызниковская, рядом та, которую пишет кто-то из реставраторов. Она еще не закончена, но сходство в манере письма очевидно.
Проблемная икона
Всего храм в Варнья должен получить 109 икон. Из них 77 реставрируются, остальные создаются заново. Начались работы в марте прошлого года, а управиться надо к концу августа будущего. Мастера реставрируют не только иконостас, но и другие иконы Варньяского храма. Одна из них, очень большая, покоится на столе в центре мастерской. Автор не известен, возраст тоже, видно только, что она очень старая.
«Самая проблемная икона, уж сколько укрепляем ее», — отметила Ирина. И красочный слой плохо сохранился, и особенно основа — дерево сплошь изъедено жуком-точильщиком. По словам Ирины, это главная проблема всех икон.
В мастерскую вошел молодой человек и, не медля ни секунды, приступил к работе. Это столяр из церкви Александра Невского Рихард Татрик, помогающий реставраторам. «Мастер самого высокого класса», — похвалила его Ирина. Восстановление деревянной основы икон — это забота Рихарда.
Как в монастыре
А в углу все это время трудится Инна Тюрикова. Она пишет икону пророка Малахия. Уже недели три, по ее словам.
«Вот эта складка хорошо тебе удалась», — одобрила работу коллеги Ирина Лайранд. «У реставратора должна быть твердая рука и, конечно, талантливая, а все наши девочки талантливы», — добавила она.
«И обязательно надо пропускать через себя то, что делаешь, иначе ничего не получится, — считает Ирина. — Почему многие монахи были хорошими иконописцами? Они жили тем, что писали. Мы тоже тут, на отшибе, почти как в монастыре...»
Директор Русского музея Хейго Сахк сказал, что мастерская будет работать при музее и по окончании проекта. «Более того, мы хотим создать центр иконописи и реставрации с библиотекой, исследовательским отделом и т.д., поскольку иконопись в Эстонии — это целый слой культуры, пока еще мало изученный», — сказал Сахк.
7.12.2007 |