Главная » 2007 » Декабрь » 19 » Тайны "Русской Месопотамии". Рецензия Д.Урушева на книгу "Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура"
11:51
Тайны "Русской Месопотамии". Рецензия Д.Урушева на книгу "Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура"

Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. – М.: Индрик, 2007. – 432 с., ил.

На далеком юге, в междуречье Тигра и Евфрата, лежит в руинах великая Месопотамия – Вавилон, Ниневия, Ур Халдейский и иные древние города, удивляющие археологов своими сокровищами и тайнами.

 

Но мало кто знает, что в междуречье Дуная, Прута и Днестра существует «Русская Месопотамия», где до сих пор хранится и передается из поколения в поколение культура Древней Руси. Здесь живут липоване – русские старообрядцы, покинувшие родину в начале XVIII века из-за преследования светских и церковных властей. Желанную свободу они обрели лишь на чужбине, на землях тогдашней Османской империи.

 

Эти богатые и плодородные земли не раз переходили из рук в руки, а ныне разделены между Румынией, Молдавией, Украиной и непризнанной Приднестровской республикой. Но, несмотря на частую смену властей, войны, принудительную коллективизацию и экономические неурядицы последних лет, липованские села не вымерли, как города Шумера и Аккада. В них по-прежнему верно хранится великое сокровище Московской Руси: бытовой уклад, навыки писания икон и книг, церковного пения и чтения.

 

Кажущаяся необщительность и замкнутость липован не помешала им постоянно взаимодействовать с коренным населением Бессарабии – молдаванами, украинцами, болгарами. Поэтому на берегах Дуная великорусская культура обогатилась новыми чертами, сюжетами, красками и звуками. В то же время старообрядцы постоянно поддерживали связь со своими духовными центрами в Польше (монастыри Ветки), Австро-Венгрии (Белокриницкий монастырь) и России (московское Рогожское кладбище).

 

На новом месте староверы освоили новые промыслы. К традиционному хлебопашеству добавились виноградарство и рыболовство. Липоване охотно брались за строительные подряды и стяжали себе славу отменных каменщиков и землекопов. Усердные и смекалистые, они умели заработать, и большинство из них жило безбедно. Старообрядцы ценили не только труд, но и часы досуга, посвящая их молитве или «веселью сердечному».

 

И поныне в дни больших церковных праздников, когда прихожане собираются за общей трапезой с непременным домашним вином, за столом ведутся не праздные разговоры, а поются духовные стихи, умилительные и назидательные. Эти уникальные памятники старомосковского религиозного фольклора сохранились в русских селах Бессарабии благодаря бережному отношению к наследию предков.

 

Изучению и анализу липованской традиции, осмыслению ее места в старообрядческой культуре посвящена книга Елены Смилянской и Николая Денисова, выдающихся российских ученых, неоднократно посещавших Бессарабию с археографическими экспедициями Московского государственного университета. Для столичных ученых липоване всегда были не антикварными униками или музейными экспонатами – шумерами и аккадцами, - а живыми людьми со своими судьбами, мнениями, переживаниями и бедами. Именно доброжелательное и внимательное отношение к людям, хранителям многовековых традиций, искренняя любовь и неподдельный интерес к ним отличает труд Смилянской и Денисова от многих книг о старообрядчестве, более напоминающих гербарий с засохшими цветами или путеводитель по диковинкам Кунсткамеры.

 

К сожалению, сейчас для липованской культуры наступили не лучшие времена, связанные с экономическим упадком, который переживает Бессарабия. Традиционные занятия, земледелие, виноградарство и рыболовство более не приносят дохода. Беднеют и пустеют некогда богатые села – молодежь в поисках заработка покидает родные места и уезжает в большие города Украины и России. В некоторых семьях мужчины живут и работают вдали от дома более десяти лет.

 

Румынские староверы едут за «лучшей долей» в Западную Европу, образуя там (например, в Италии и Испании) новые общины. Сохранению старообрядческой культуры в Румынии не способствует и вымирание русского языка, неизбежно ведущее к небрежностям и искажениям в церковно-славянском богослужении, гибели богатейшего липованского фольклора. А как показывает печальный опыт различных национальных меньшинств и малых народов, утеря родного языка неизбежно приводит к утрате национального самосознания и последующей полной ассимиляции.

 

Перед старообрядцами Бессарабии, впрочем как и перед старообрядцами всего мира, стоит сложнейшая задача сохранения в современном пострелигиозном обществе собственной церковной и культурной идентичности. Как выжить и не превратиться в своеобразную духовную резервацию? Как не стать этнографическим музеем, в котором интересно осматривать нежилые хаты и слушать выступления фольклорных ансамблей, ряженных в кафтаны и сарафаны, но не жить? Как избежать участи Вавилона и Ниневии, занесенных песками забвения?

 

Будет невыразимо горько, если уникальная древнерусская религиозная и бытовая традиция, веками сберегаемая липованами, растворится в «житейском море» современности, оставшись лишь на страницах ученых книг, пусть и написанных с любовью.

 

Дмитрий Урушев
 
НГ-Религии, 2007, 19 декабря
Категория: Новые издания | Просмотров: 1423 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]