Семен Терентьевич Быкадоров родился 27 декабря 1922 года на хуторе Севастьянове Милютинского р-на Ростовской области в семье донских казаков, глубоко верующих старообрядцев. С детства проявлял интерес к рисованию.
В 1942 году был призван на фронт. По окончании 2-й мировой войны оказался в Латвии, в Саласпилсе, где разместили воинскую часть, в которой он служил. В 1947 окончил первый курс отделения живописи Краснодарской художественно-педагогической школы. Затем продолжил обучение на отделении живописи в Рижском художественном училище им. Я. Розенталя, в котором учился с 1948 по 1952. Во время учебы в училище стал посещать богослужения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине.
В 1950-е он начал изучать основы иконописания у Е. Кекишева (1892-1980), ученика известного иконописца Г. Фролова. В 1950-е совместно с Е. Кекишевым написал иконы "Введение в храм Богородицы" и "Фомино уверение". При этом Е. Кекишев позволял писать Семену Терентьевичу лики, а сам писал доличное. В 1950-е иконописец уже самостоятельно написал иконы "Св. Иоанн Златоуст" и "Спас Нерукотворный" для храма РГСО. В конце 1950-х-1960-е обучался реставрационному мастерству у Федора Антоновича Каликина (1876-1971), старовера-поморца, общепризнанного реставратора станковой живописи. С 1975 проходил стажировку в музее им. Андрея Рублева в Москве и во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР). В 1978 проходил практику с группой реставраторов в древних церквях Дрогобыча (Украина).
Он отреставрировал более 100 икон в храме РГСО, в 1984-1989 - 18 икон в Горьковской старообрядческой общине. В 1990-е реставрировал иконы и фрески (стенопись) в храме Белокриницкой общины в Новгороде, писал иконы по частным заказам и для староверческих моленных г. Борисова (Беларусь) и Латвии. В 2000-2003 работал над созданием икон для староверческих моленных Латгалии.
На протяжении многих лет Семен Терентьевич интересовался творчеством Г. Е. Фролова и П. М. Софронова. Эпизодически общался с иконописцем И. И. Михайловым, на манеру письма которого в значительной мере повлияло творчество Г. Е. Фролова и П. М. Софронова. Но более всего в своем творчестве он стремился следовать правилу, утвержденному для иконописцев Стоглавым собором (1551): "писати как Андрей Рублев и прочие присловущи живописцы, и от самомышления своими догадками Божества не описывати..."
|