Вчера мы знакомили наших читателей с материалом из Даугавпилса о реставрации купола храма 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины и искренне были рады за староверов Даугавпилса. Но, как выясняется, и в Даугавпилсе у староверов не все так просто складывается.
В городе несколько староверческих приходов. Накануне Рожества журналист газеты “Динабург вести” навестил наставника старообрядческой общины на Новом Форштадте (храм, о котором идет речь, находится на Старом Форштадте - прим. "Самарского староверия") и побеседовал о ходе дальнейшей реконструкции храма. Впрочем и так стало ясно, что храм стоит недостроенным и превратился в долгострой. Когда будут выделены дополнительные средства и о всех перепетиях реконструкции рассказал сам отец Тимофей:
- Я очень обижен, расcтроен и потерян ходом таких событий для нашей общины. Действительно, в центре города купола храмов золотят, находят средства, а вот на окраине… Очень были большие надежды на реконстукцию храма перед выборами в Сейм—приезжали гурьбой депутаты с министрами и все давали какие-то обещания. А ведь в нашем микрорайоне живет большое количество старообрядцев, среди них много пенсионеров, которые не могут по слабости своей поехать в центр города или в другие храмы. А в нашей моленной могут разместиться всего 50 человек. Были очень большие надежды на новый храм, но за 2007 год не произошло никаких подвижек в деле реконструкции. 47 тысяч латов, которые были выделены из фондов сакрального туризма исчерпаны, а в связи с подорожанием стройматериалов и работ на дальнейшую реконструкцию требуется 150 тысяч латов—это только для того, чтобы подвести храм под крышу. А вот то, что построено, уже начинает постепеннно разрушаться, ведь это всегда происходит с незавершенкой в строительстве. Я, как наставник общины, когда погляжу на долгострой, то сердце кровью обливается—все от бессилия и от безнадеги. Правда, 10 тысяч латов нам в 2006 году выделила городская Дума, но когда позже городу были выделены дополнительные средства свыше 1 миллиона латов, то они прошли мимо нашего храма, ну хотя бы 5-10 тысяч выделили бы для дальнейшей реконструкции…
У меня оставались надежды только на государственные структуры, ведь многие политики, пришедшие к власти, обещали помощь храму. Что мешает выполнить обещания? К тому же деньги выделялись храму из фонда сакрального туризма и дело нужно продвигать. Ведь нельзя же так просто бросить начатое дело…
Я благодарен газете “Динабург вести” и журналистам, которые не раз приезжали ко мне и пытались помочь в продолжении строительства храма. Думаю, что после этой публикации, может быть, проснется совесть у тех, кто обещал содействовать в реконструкции храма.
Год тому назад…
Министр интеграции Оскар Кастенс в период своего первого визита в Даугавпилс побывал во многих национальных обществах, в 6-й средней школе имени Яниса Райниса. Особое внимание он уделил строительству старобрядческого храма на Новом Форштадте, которому на реконструкцию было выделено 47 тысяч латов.
Реконструкция будет продолжена, так как храм является памятником архитектуры.
Наставник старообрядческой общины отец Тимофей Кудряшов рассказал министру о ходе реконструкции и ознакомил с реликвиями моленной, в которой находится мироточащий крест.
(Из личного архива журналиста).
- Но ведь не только на средства фондов можно надеяться, а меценатство—это же большое дело, и на средства меценатов строились храмы, дома для инвалидов и больницы. Откликнулись ли наши меценаты?
- Меценаты в 19 веке и начале 20-го сделали очень многое и в России, и, в частности, в Латвии. Считалось так, что если что-то делалось для духовности людей, то обязательно отзывалось и в деятельности самих меценатов. Бог не забывал благих дел. У меня есть нехороший пример, когда два президента фирм в нашем городе, не буду их называть пофамильно по соображениям этики, обещали, но ничего не дали на моленную. Результат оказался печальным—один из них лишился высокого поста, а второй больше потерял, когда на его фирму наложили арест на все счета. Не стоит перед Богом кривить душой, щедрый человек всегда получит благославление на хорошие дела. Везде в мире меценатство имеет широкий размах и если человек думает о своей бессмертной душе, он обязательно делится с обездоленными. Почему? Ведь именно Бог дает ему талант приумножать богатства и делиться с теми, кто такого таланта лишен. А самое главное—это забота и ответственность перед народом, которым ты управляешь. Такими людьми были Третьяков, Смирнов, Морозов и другие. И их дела не забыты потомками и построенные ими храмы, дома, мосты служат людям. Это же происходило и в Латвии, которая входила в состав Российской империи. Могу привести другой пример, что в довоенной Латвии на счета президента Карлиса Улманиса поступали миллионы латов от меценатов и простых людей и он отправлял эти деньги на строительство самолетов, школ, приобретение учебников для детей. Почему этого нет сейчас? Не очерствели ли души у наших новых предпринимателей, которые видят только золотого тельца? Это уж дело их совести… О ней всегда нужно думать как, и о душе.
- Как вы рассматриваете новые выборы в самоуправление?
- Я считаю, что местная власть больше знает наши нужды, она ближе к нам и знает все насущные проблемы всех конфессий и я возлагаю большие надежды на нашу Думу. У нас такой микрорайон, где много молодежи и она осталась без присмотра. Слава Богу, что они приходят в моленную вместе с родителями, но она не может всех вместить. Нам нужен просторный храм и им может стать, после реконструкции, тот, который имеет историческое значение не только для нашего города. Для сакрального туризма мы подготовили все документы и получили первую помощь в размере 47 тысяч латов и там понимают, что начатое дело нужно продолжать, но дело дальше не двигается, а время не ждет. У нас в моленной есть подлинное чудо—мироточащий крест, и к нам едут люди из-за границы. Мы не отказываем верующим из других конфессий, которые приезжают к нам. Я сам был свидетелем того, что 20 больных с тяжелыми недугами излечились после того, как побывали у нас и помолились у креста. Будем надеяться и уповать на Бога, что все наши беды закончатся в новом 2008 году.
Павел Коршенков
Динабург Вести, 14 января 2008 года |