Главная » 2008 » Январь » 17 » Православные хранители древнего обряда: газета "Владимирские ведомости" о прошлом и настоящем Владимирской общины РПСЦ
04:44
Православные хранители древнего обряда: газета "Владимирские ведомости" о прошлом и настоящем Владимирской общины РПСЦ
Во Владимире, в Успенском храме, расположенном на Большой Московской за зданием художественно-графического факультета ВГПУ, праздник Рожества Исуса Христа, как обычно, собрал особенно много прихожан.
 

Название великого праздника, употребляемое здесь, для непосвященного звучит необычно. Но именно так: «Рожество» без «д», «Исус» с одним «и» - говорили и писали на Руси до реформ патриарха Никона, расколовших в XVII веке Русскую Православную Церковь, реформ, не принятых православными, которых сегодня называют старообрядцами. Именно Владимирская община Русской Православной Старообрядческой Церкви совершает богослужения в Успенском храме на улице Большой Московской, 106а.

Сила веры народной

На службе заметны и другие особенности. Крестятся двуперстием, а не трехперстием. Женщины и мужчины стоят службу по разные стороны храма. Платки у женщин повязаны, как у боярыни Морозовой на знаменитой картине Сурикова. Мужчины почти все с бородами. Бороды предписаны старообрядческим уставом как обязательные. И за этим глубокая символика, ведь человек создан по образу и подобию Божию. А где вы видели изображение Христа или святых без бороды? Среди бородатых старообрядцев более понятно, почему с таким ужасом воспринимали подданные публичную стрижку бород Петром Первым.

У священников и прихожан в руках древнейший на Руси тип четок - лестовка, в виде ленты из ткани с символическими «ступенями», четырьмя треугольными «лапостками» на месте соединения ленты.

Но это все лишь часть внешних особенностей старообрядчества. Существуют принципиальные расхождения старообрядцев с «новообрядческой» церковью в понимании крещения и других важнейших обрядов.

В старообрядческом храме особенно остро ощущается духовная сила народа. Считается, что русский народ извечно покорен верховной власти. Старообрядцы доказали, что если эта истина верна, то только до тех пор, пока власть не добирается до святого. Угроза искажения веры подорвала авторитет и официальной церкви, и царской власти в глазах множества россиян. Несмотря на гонения, подчас жесточайшие, столетиями практически на подпольном положении старообрядцы сохраняли верность нереформированному православию.

При этом в старообрядчестве исторически очень развиты дискуссии между верующими. Уже вскоре после раскола выделились различные группы, или согласия, старообрядцев, каждое отстаивало свои принципы сохранения веры. Так что история старообрядчества - это также история постоянных споров, обмена мнениями, духовного поиска, то есть того, что называют народной соборностью.

Приход во Владимире принадлежит к самому многочисленному в старообрядчестве согласию, в котором существует церковная иерархия во главе с митрополитом, имеющим резиденцию в Москве. Трехчинная иерархия была восстановлена в Старообрядческой Православной Церкви почти 160 лет назад, и произошло это в Белокриницком монастыре, тогда в Австро-Венгрии. Ныне это территория Западной Украины.

28 октября 1846 года к старообрядческой церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий. Это был результат долгих исканий той части старообрядцев, которые считали, что без священников нормальное совершение православного обряда невозможно.

Главный кафедральный старообрядческий храм митрополии расположен на Рогожском кладбище в Москве - в общепризнанном духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви. Московскую митрополию возглавляет высокопреосвященнейший митрополит Корнилий, избранный на Освященном соборе в 2005 году.

Гонения на старообрядцев со стороны царской власти до 1917 года то усиливались, то смягчались. Только после царского манифеста 1905 года старообрядцы получили право на свободное вероисповедание и постройку храмов.

Столетие со дня распечатания алтарей в храмах духовного центра старообрядческой церкви на Рогожском кладбище широко отмечалось в 2005 году при поддержке правительства Москвы. К этому юбилею в столице вновь появилась улица Старообрядческая (в советское время переименованная в улицу Войтовича).

В короткий период с 1905 года до установления советской власти в тех регионах, где старообрядчество имело большое распространение, было возведено немало храмов. Появился такой и во Владимире, известный как «красная церковь» у Золотых ворот. Сегодня там музей хрусталя, а изначально это - старообрядческая Троицкая церковь, построенная на том месте, где, по преданию, в XVII веке старообрядцев жгли на кострах.

Возрождение владимирского прихода

При возрождении общины в 90-е годы у старообрядцев были трудные переговоры с властями и музеем-заповедником. Как вспоминают их участники, основная трудность заключалась в нежелании властей отдавать Троицкий храм. И пришлось вместо Троицкой старообрядцам принять Успенскую церковь на Большой Московской. Однако они по-прежнему живут надеждой помолиться в возвращенном им Троицком храме.

К моменту открытия храма во Владимире в нашей области действовал лишь один старообрядческий приход - в селе Рытово Вязниковского района.

Сегодня, как и 14 лет назад, Владимирскую общину возглавляет отец Иоанн Думнов, ныне протоиерей. Он также является благочинным старообрядческих приходов Владимирской и Ивановской областей. Владимирское благочиние входит в Нижегородско-Владимирскую епархию, воссозданную на Освященном соборе в 2005 году.

Отец Иоанн происходит из большой нижегородской семьи потомственных старообрядческих священников. В традиционно многодетной для старообрядцев семье самого отца Иоанна четверо детей. Старший сын в прошлом году призван в армию. Дочери помогают при храме, внося энергию юности и надежды на лучшее будущее в эти древние своды.

Сегодня многие семьи как бы заново вспоминают свои старообрядческие корни, даже гордятся ими. Еще бы! Ведь из старообрядцев происходили многие известные русские предприниматели - Морозовы, Рябушинские и другие, деятели культуры, как, например, Станиславский. Но главное, пожалуй, что старообрядчество - это принадлежность к уникальной народной духовной традиции.

Однако, по наблюдениям отца Иоанна, в старообрядчество сегодня приходят не только в силу семейных заветов. Есть прихожане и даже священники, нашедшие в старообрядчестве путь к спасению, которого не обрели в других конфессиях.

Люди церкви

Разными путями люди приходят к старообрядчеству. Просфиры при Успенском храме во Владимире печет Антонина Александровна Николаева, в прошлом знатный животновод из Вязниковского района. Активно включился в жизнь общины и офицер запаса Сергей Александрович Васильев. Усердный прихожанин Валерий Морозов под руководством отца Иоанна стал священником. Сегодня отец Валерий руководит становлением храма в Суздале, решение о передаче которого старообрядцам наконец-то принято в прошлом году.

Несколько месяцев назад во Владимире гостил отец Виталий, новый священник из Калининграда. Он присоединился к старообрядчеству уже в солидном возрасте лишь несколько лет назад. Во Владимире отец Виталий был с целью попрактиковаться в служении.

Очень символичным был и приезд во Владимир в минувшем году юной Елизаветы Торан, внучки настоятеля старообрядческого прихода, существующего в США, в штате Орегон. Елизавете так понравилось гостить в России, что она пожелала даже поучиться во владимирской школе после окончания летних каникул, которые она все провела во Владимире. Елизавета очень сдружилась с молодежью владимирского прихода, участвовала в службах в Успенском храме, естественно, не испытывая никакого языкового барьера. Девочка, по ее словам, убедилась, что русские старообрядцы, которых история разбросала по всем уголкам России, по разным странам и даже континентам, едины в главном - в сохранении устоев православной веры.

Владимирская община с момента ее возрождения играет все более заметную роль на пересечении путей и связей старообрядчества. Прихожанам хочется верить, что эта традиция продолжится и в будущем.

Наступивший год наряду с непременными церковными службами владимирские старообрядцы связывают с прославлением блаженной памяти нашего земляка, одного из выдающихся епископов Арсения Уральского и Оренбургского, столетие со дня преставления которого приходится на 2008 год.

Александр ИЗВЕСТКОВ.
Фото автора.
Владимирские ведомости, № 3103, 12 января 2008 года
 
Категория: Новости из общин | Просмотров: 1645 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]