Главная » 2008 » Январь » 22 » Форум 18: Старообрядцы используют новые медиа-ресурсы для защиты религиозной свободы
23:17
Форум 18: Старообрядцы используют новые медиа-ресурсы для защиты религиозной свободы
Служба новостей норвежского независимого агентства Форум 18, исследующая  факты дискриминации по отношению к верующим в различных странах мира, опубликовала статью своего московского корреспондента Джеральдины Фейган, посвященную проблемам старообрядцев в России. Предлагаем ее нашим читателям.
 
 
Джеральдина Фейган
 
Старообрядцы используют новые медиа-ресурсы для защиты религиозной свободы
 
 
В числе религиозных организаций, испытывающих трудности с возвращением конфискованных в советское время храмов, несмотря на Указ Президента от 2003 года о передаче культовых зданий верующим, нередко оказываются старообрядцы.

По наблюдению Форума 18, старообрядцы белокриницкого согласия все чаще используют Интернет, чтобы поднимать этот и другие вопросы, касающиеся свободы вероисповедания. Они рассказали корреспонденту Форума 18, что широкое распространение информации в Интернете, а также объединение усилий старообрядцев помогло избежать закрытия одного из приходов в Ярославской области. А вот в Тольятти (Самарская область) старообрядцы еще не знают, поможет ли гласность спасти их строящийся храм от разрушения. «Если выделение земли под храм признают незаконным, власти должны будут снести строящийся храм, - пояснила корреспонденту Форума 18 редактор старообрядческого сайта Ирина Будкина. – Это кощунство». В Моршанске Тамбовской области старообрядческому приходу в 2002 году на краткое время вернули исторически принадлежавший староверам храм – но вскоре вновь конфисковали его. На вопрос корреспондента Форума 18, почему здание не могло использоваться для богослужений, глава городского отдела культуры заявила, что жители не могут жить рядом с «таким учреждением».

По наблюдениям Форума 18, старообрядческие общины европейской части России все чаще начинают понимать, что Интернет-гласность и объединение усилий могут стать ключевыми в защите свободы вероисповедания. Один из старообрядческих священников, лишенный доступа к своему прихожанину - заключенному местной колонии, получил разрешение посещать заключенного и совершать необходимые требы, после того, как в августе 2007 года его жалобу опубликовал вебсайт. Старообрядцы рассказали корреспонденту Форума 18, что именно широкое распространение информации в Интернете помогло предотвратить закрытие одного из старообрядческих приходов в Ярославской области и лишение его статуса юридического лица. Поможет ли гласность старообрядцам Моршанска (Тамбовская область) вернуть исторически принадлежавшую им церковь Успения, вновь конфискованную после недолгого возвращения, остается неясным. Мэр города препятствует общине совершать богослужения у церкви.

Все эти общины принадлежат Белокриницкому согласию, крупнейшему старообрядческому согласию России с центром в Москве. Сложившееся в середине XIX века, это согласие, в отличие от некоторых других старообрядческих согласий, имеет свою церковную иерархию.

В Тольятти (Самарская область) старообрядческий приход из 70 человек сейчас в ожидании: отменит ли суд постановление мэра о выделении общине земли под строительство храма во имя Св. Георгия Победоносца? Строительство храма уже началось. «Если выделение земли под храм признают незаконным и передадут землю на иные цели, власти должны будут снести строящийся храм, - пояснила 14 января корреспонденту Форума 18 редактор старообрядческого сайта «Самарское староверие» Ирина Будкина. – Это будет святотатство, как в 20-30 гг. ХХ века, когда так называемые воинствующие безбожники срывали с храмов кресты и крушили церкви». 10 января Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа удовлетворил жалобу старообрядцев и отменил решение суда, которым аннулировалось выделение земли под строительство храма. «В ближайшие несколько месяцев дело вновь будет рассматриваться в Арбитражном суде Самарской области, - сказала Будкина, - но предсказать его исход сложно».

Земля была выделена старообрядцам бывшим мэром Тольятти Николаем Уткиным в мае 2006 года. Староверы торжественно установили памятный крест на месте закладки храма. По словам Будкиной, к настоящему времени закончен нулевой цикл строительства старообрядческого храма, спроектированного в традициях древнерусского зодчества, подготовлен фундамент, началась кладка стен.

В течение шести месяцев, предшествовавших выделению земли, и в течение года после передачи земли общине, никто не оспаривал права старообрядцев на земельный участок, сообщает «Самарское староверие». А в мае 2007 года Администрация Ставропольского района Тольятти обратилась с иском в суд, требуя отмены решения о выделении земли под храм. Старообрядцы считают, что причиной этого стало строительство напротив храма крупнейшего в Тольятти торгового центра, после чего отведенная под храм земля резко выросла в цене. Они также отмечают, что подача иска совпала с арестом мэра Уткина, которого обвинили во взяточничестве. «Самарское староверие» отмечает, что после ухода каждого из местных руководителей в самарских судах начинается "кампания" по отмене вынесенных им решений, касающихся приватизации земли и иных объектов.

 
«Это весьма необычный случай», заявил 18 января корреспонденту Форума 18 глава Ставропольского районного комтета по управлению имуществом Эдуард Цхин. «Участок, который был выделен старообрядцам в 2006 году, - сказал он, - не был поставлен на кадастровый учет, как это делается теперь, и при выделении его общине не было принято во внимание то, что ранее земля была выделена районной администрации. Он признал, что власти, возможно, недостаточно оперативно отреагировали на свою оплошность. Спорная территория принадлежит больнице, утверждает он, и участок земли, на котором старообрядцы ведут строительство, не изымался у больницы и не передавался кому-либо. «Мы планируем использовать эту землю для развития района», - подчеркнул Цхин. На участке планируется построить станцию скорой помощи, заявил он корреспонденту Форума 18.
 
Касаясь дела, которое будет вновь рассматриваться судом, Цхин заметил, что пока неясно, обяжет ли суд старообрядцев освободить землю. Ему неизвестно также, смогут ли старообрядцаы получить другой участок земли. «Ситуация сложная, - отметил он, - и я просто не понимаю, почему она поднимается здесь и сейчас.

Поскольку в экономически развитых районах России давление бизнес-структур усиливается, права религиозных организаций нередко нарушаются. В Калуге община пятидесятников может потерять здание, которое приобрела в 2002 году, потому что оно находится в центре площадки, отведенной под строительство торгового центра. Исключением не является даже Русская Православная Церковь - иллюстрацией к этому служит недавняя потеря ею исторического здания церкви при больнице г. Хабаровска.

Несмотря на Указ Президента от 23 апреля 2003 года, предписывающий возврат культовых зданий, находящихся в федеральной собственности, религиозным организациям, прогресс в этом направлении незначителен. Как показывает случай с католическим приходом храма Христа Вседержителя в Барнауле (Алтайский край), длительная перписка с государственными органами по этим вопросам оказывается бесплодной. То же самое происходит, когда религиозные организации — как, например, московские молокане — пытаются приобрести землю для строительства новых моленных домов.

После того, как белокриницкие старообрядцы Самары 60 лет требовали возврата своего храма, в сентябре 2006 года они, наконец, получили исторически принадлежавший им храм. Ирина Будкина отметила, что это произошло благодаря, в том числе, поддержке Форума 18, который сделал этот случай достоянием гласности.

В Моршанске Тамбовской области старообрядцы продолжают бороться за возврат исторически принадлежащего староверам Успенского храма общине. Переданный общине городскими властями в октябре 2002 года, храм вновь был отобран у старообрядцев две недели спустя по требованию жильцов расположенного рядом с храмом бывшего дома причта. «Расположение религиозной организации иной веры рядом с нашим домом нарушает будущее наших детей, их безопасность, здоровье и моральное состояние», - цитирует жалобу жильцов «Самарское староверие». В здании храма было прекращено электро-и газоснабжение, а храм вновь возвращен государству.

Председатель старообрядческой общины Моршанска подтвердил, что власти отказались возвратить храм общине. Отказавшись назвать свое полное имя, Андрей 21 января пояснил корреспонденту Форума 18, что в качестве последнего юридического препятствия для передачи храма общине власти называют то обстоятельство, что храм, построенный до 1917 года вдовой бывшего градоначальника-старовера, находится в непосредственной близости от жилого дома. Но эти особенности застройки не являются юридическим препятствием для передачи храма.

10-20 членов зарегистрированной в Моршанском районе общины собираются для богослужения дома. Но молиться дома — это совсем не то, что молиться в храме, говорит Андрей.. Не все можно совершать дома. Андрей также полагает, что в храм пришло бы гораздо больше верующих.

Осенью 2007 года мэр Моршанска Геннадий Калинин четырежды отказывал старообрядцам в разрешении на проведение богослужения у храма и пикета с требованием о возврате храма, подтвердил Форуму 18 председатель общины. «Мы хотели провести службу в церкви, но нам не разрешили сделать это даже у церкви».

Несмотря на то, что участников богослужения ожидалось не более двух-трех десятков, власти Моршанска запретили боослужение и пикет, ссылаясь на то, что здание храма расположено в непосредственной близости от суда, колледжа и жилого дома, рассказал Форуму 18 местный активист Сергей Кирюшатов. Кирюшатов является представителем городского отделения Евразийского Союза молодежи, молодежного крыла радикального анти-западного Международного Евразийского движения под руководством Александра Дугина. Члены Евразийского Союза молодежи (ЕСМ) собрали 400 подписей под требованием вернуть храм старообрядческой общине. Кирюшатов сказал также, что власти утверждали, будто сами старообрядцы не имеют отношения к храму, поскольку община зарегистрирована не в самом Моршанске, а в лишь районе Моршанска.

В то время, как в Моршанске старообрядцы не являются членами ЕСМ, в других районах России среди членов ЕСМ есть староверы, продолжал Кирюшатин. Он сказал, что некоторые из них собирались принять участие в демонстрации. «Мы поддерживаем старообрядцев, потому что мы поддерживаем русские традиции», - пояснил он.

Светлана Малышева, которая имела отношение к этому конфликту как руководитель отдела культуры городской администрации, 21 января пояснила корреспонденту Форума 18, что она живет в бывшем доме причта рядом с храмом, и поддержала петицию жильцов против возврата храма общине. При этом она не видит какого-либо конфликта интересов между ее личной позицией и должностным положением. «Конечно, жильцы заинтересованы в том, чтобы здесь был музей», - поясняет она. - Но это и в интересах города в целом - государство потратило большие средства на восстановление храма».

Местная старообрядческая община — Малышева считает, что число ее членов не превышает полдюжины человек — стала требовать возврата «очень ценного памятника федерального значения» только теперь, когда он восстановлен, полагает чиновница. «Когда он был в плохом состоянии, он был им не нужен». Малышева также предполагает, что староверы искусственно сделали храм предметом спора и теперь нагнетают ситуацию вокруг его возврата.

На вопрос, почему здание не может снова функционировать в качестве храм, глава отдела культуры Моршанска подчеркнула, что жители не могут жить рядом с «таким учреждением». «Они, -сказала она, имея в виду старообрядцев. -  будут устраивать церковные процессии, похороны, крестные ходы, колокольный звон под окнами людей». По словам Малышевой, двор - это единственное место, где могут играть дети, и он слишком мал для того, чтобы устроить в нем еще и туалет. А это значит, что прихожане начнут стучать в квартиры жильцов и «делать неизвестно, что», как это было в течение тех двух недель, когда храм находился в пользовании общины, пояснила она Форуму 18.

В Рыбинске (Ярославская область), где старообрядцам передали в частичное пользование здание храма, местный телеканал в августе 2007 года отказался от трансляции оплаченной рекламы праздничного концерта в этом здании. Когда мы обратились на телеканал Рыбинск-40, рассказал главный редактор старообрядческоо сайта «Старая Русь» Денис Лупекин, нам предложили представить письменное разрешение главы местной епархии РПЦ (МП). «Мы, конечно, не согласились, поскольку не нуждамся в таком разрешении», - пояснил он 14 января корреспонденту Форума 18. Позднее рекламу разместил другой частный телеканал.

Лупекин предполагает, что за запретом телевизионной рекламы стоит местный приход РПЦ (МП), а не архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный). «Возможно, они просто испугались — ведь это первая старообрядческая церковь в городе». В то же время, когда в аренду старообрядцам передавали второй этаж трехэтажного здания, которое до 1917 занимала церковь Московского Патриархата, архиепископ Кирилл не возражал против этой передачи.

 
«Россия — православнвя страна, поэтому мы должны были получить благословение главы Православной Церкви Рыбинска», - пояснила Форуму 18 глава рекламного отдела телеканала Рыбинск-40 Марина Баскакова. «Мы не сомневаемся в правильности своих действий — это коммерчский канал и в принципе, я имею право отказаться от размещения рекламы, противоречащей моим убеждениям». В то время, как Старая Вера «конечно, так или иначе связана с христианством», - заметила она, - «очень много сектантов» обращается на канал.
 
На вопрос, кого именно она имеет в виду под сектантами, Баскакова упомянула мистическую еврейскую традицию, каббалу. «Мы не эксперты, особенно в религиозных вопросах, поэтому решили, что будет лучше, если эта реклама будет одобрена», - пояснила она.

«Если кто-то приходит ко мне из секты, это мне ясно, но если ко мне приходят представители какой-либо церкви, я предпочитаю обратиться к знающему человеку. В данном случае, это глава управления РПЦ (МП) в Рыбинске» И хотя он одобрил рекламу старообрядцев, она не смогла вновь связаться со старообрядцами.

Там же, в Ярославской области, публикация на сайте «Старая Русь» предотвратила закрытие старообрядческой общины в селе Елохино, считает председатель общины Кирилл Витушкин. «Молодежь с сайта поддержала нас и общину не закрыли», - сказал он 14 января корреспонденту Форума 18. В апреле 2007 налоговая инспекция Некрасовского района сообщила старообрядцам, что их община снимается с государственной регистрации в связи с неправильным составлением налоговых документов. После того, как вопрос был поднят в налоговой инспекции Ярославля, инспекция области признала ошибку районной инспекции, сказал Витушкин. Если бы мы не подняли проблему, то мы, возможно, потеряли бы государственную помощь или были оштрафованы. 100-летняя Успенская церковь в Елохино — одна из немногих староверческих церквей, которые не были закрыты в советское время, сказал он Форуму 18.

Саратовский новостной вебсайт разместил жалобу старообрядческого священника о.Вадима Коровина на отказ руководства местной колонии разрешить ему посещение заключенного-старообрядца и запрет проносить в колонию богослужебные книги и утварь. Через неделю после публикации разрешение было получено.


Джеральдина Фейган,















Категория: Староверы и мир | Просмотров: 3989 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]