Предлагаем читателям статью Ксении Репсон о том, как шла работа над этой книгой.
Ксения Репсон
Фольклористы изучают староверов
В июле-августе в городах и деревнях Причудья и в Литературном музее в Тарту работает команда ученых из Вильнюсcкого университета. Итогом исследований станет научно-популярная книга о фольклорном наследии староверов.
По словам руководителя проектов Общества культуры и развития староверов Земфиры Лампманн, в нашей стране проживает, по разным оценкам, порядка пятнадцати тысяч потомков староверов. Не все из них глубоко верующие люди, но, как ей известно, многие не забывают традиций своих бабушек и дедушек. Это могут быть «хулиганские» обряды под Старый Новый год или же, например, особые блюда к религиозным праздникам.
Рыбак из Калласте Деминтьян Алексин (92 года) рассказывает профессору Юрию Новикову, что всего лишь четыре года назад он перестал рыбачить на Чудском озере.
Исторические события и экономическая ситуация, безусловно, наложили свой отпечаток на менталитет староверов — не все остаются привязанными к родным местам и следуют вере, но уважительное отношение к своему прошлому и культуре у потомков староверов осталось неизменным. Полностью восстановить тогдашний быт и бытие, конечно, невозможно, да и не имеет смысла, но важно не утерять оставшееся, зафиксировать, изучить уникальное культурное явление и поделиться наследием староверов с остальным миром.
Если устное творчество, иконопись, рукоделие еще живо, то совсем неважно, как говорит Земфира, обстоят дела со знаменитым знаменным пением — знатоков и желающих обучиться ему становится все меньше.
Просто ахнули
В рамках проекта изучения старообрядческой культуры в период с 1917 года по сегодняшний день в Эстонию были приглашены ученые из Литвы: профессор кафедры русской литературы Вильнюсского университета Юрий Новиков, доцент кафедры славянской филологии Надежда Морозова и фольклорист Мария Романова. К экспедиции присоединилась лингвист, старший научный сотрудник отдела диалектологии Института русского языка им. В.В.Виноградова Ольга Ровнова. Исследователи уже побывали в Калласте, Муствеэ, Рая, им предстоит посетить Пийрисаар, Нина и т.д.
Как рассказывает Земфира, ученые, попав в Тартуский литературный музей, открытый для них, но закрытый для остальных посетителей в связи с коллективным отпуском, просто ахнули, увидев горы накопившегося и неизученного материала. Сравнивая своих, литовских, староверов, которые, кстати, были не рыбаками, а скотоводами, с нашими, ученые уже говорят об очевидной разнице диалектов и жизненного уклада.
К примеру, если у староверов Литвы сохранилось много так называемых заговоров, то у жителей Причудья в чести свадебные традиции.
Книга как итог
Со слов Новикова, одной поездки в Калласте и бесед с его открытыми к общению обитателями хватит на двухтомник научных статей. Однако организаторы проекта подумали не только о специалистах, но и об интересующихся.
Для них к концу года как итог экспедиции будет выпущена книга лучших образцов устного народного творчества, с предпосланной им обобщающей аналитической статьей. Богатый иллюстративный материал уже готовит художник, председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Григорьевич Варунин.
Книга будет выпущена на трех языках: русском, эстонском и английском. Издание на других языках книги с фольклорными текстами всегда любопытно, но в то же время сопровождается определенными трудностями. В июне, например, вышла первая в Эстонии книга, отражающая церковную историю староверов.
«Сложности были с переводом слов, обозначающих понятия, существующие в обиходе староверов, но абсолютно неизвестные лютеранской культуре», — говорит Земфира, которая озадачена тем, как для будущего издания переводить песни, потешки и заговоры, которые пишутся и произносятся на необычном даже для нас, носителей современного русского языка, старинном диалекте эстонских староверов.
17 декабря в библиотеке Академии наук, по словам Земфиры, будет открыта выставка о староверах в Эстонии, которую после полутора месяцев экспонирования планируется сделать передвижной.
Староверы в Эстонии
• Союз старообрядческих общин Эстонии был восстановлен в 1995 году.
• Всего в Эстонии зарегистрировано 11 общин: девять в Причудье (Муствеэ, Рая, Калласте, Касепя, Кикита, Малые Кольки, Большие Кольки, Варнья, Пийрисаар), по одной в Тарту и Таллинне.
• На сегодняшний день в Эстонии староверов по происхождению около 15 тысяч.
Ксения Репсон
Фото: Калев Саар
|