"Теперь я доподлинно знаю, как поют ангелы", - мелькнула мысль, и на мгновение стало жутко от собственной дерзости. Но звуки лились так слаженно, так торжественно, так гармонично, что все сомнения утонули в мощных аккордах православных песнопений. Да, это воистину ангельское пение.
Так, как поют старообрядцы, не поет больше никто. Свой знаменитый распев старообрядцы сохранили в первозданной чистоте со времен Крещения Руси - с конца IX века. Подумать только: точно так, как поют старообрядцы сейчас (еще их называют "древлеправославными христианами", что ближе к их сути), пели еще святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. А грозный царь Иван в часы просветления сочинял музыку для церковных гимнов, записывая их знаменами или крюками на пергаменте (отсюда и термин - "знаменное" или "крюковое" пение).
Знаменное пение основывается на одноголосии, когда весь хор поет как один человек. Отсюда тот необыкновенный эффект, неизменно потрясающий слушателя. Именно поэтому, когда три года назад сводный хор Русской православной старообрядческой песни совершал турне по Европе, ошеломленные тамошние слушатели вновь открывали для себя Россию - на этот раз духовную, древлеправославную. В том сводном хоре были и наши земляки - участники хора Новосибирского кафедрального старообрядческого собора. В минувшее воскресенье они радовали своим пением новокузнечан. Концерт знаменного распева прошел во Дворце культуры "Алюминщик", чья прекрасная акустика и помогла сложиться мнению об ангельском пении.
Новосибирский старообрядческий хор приезжал к нам и раньше. Но нынешнее его выступление имело замечательную особенность. На этот раз вместе с ним на сцену выходил новокузнецкий фольклорный ансамбль "Параскева Пятница". Отец Игорь Мыльников, организовавший выступление старообрядческого хора в Новокузнецке, узнал, что "Параскева Пятница" тоже исполняет старообрядческие песнопения, но не церковные, а бытовые. Стихари, или духовные стихи. И, конечно, с большим удовольствием пригласил их выступить с церковным хором.
Соединение двух сторон одной духовной культуры получилось великолепным. Строгое, подчас суровое мужское пение сменялось лиричным женским, аскетичные черные одеяния мужского хора - праздничным разноцветием сарафанов женского ансамбля... Во время выступления мужского хора слушателей просили не хлопать, чтобы не нарушать торжественный строй, зато после каждого номера "Параскевы Пятницы" благодарные зрители не жалели ладоней. А в конце вечера устроили настоящую овацию.
Концерт старообрядческого хора состоял из трех частей, посвященных трем церковным зимним праздникам: Рождеству, Крещению и Сретенью Господню. Исполнялись служебные песни, которые звучат на этих празднествах в церквях. Хотя, думается, мало кто сосредоточился на этой стороне песнопений - все слушали музыку.
А напоследок и прозвучал тот самый ангельский распев, стих, который пели, согласно евангельской традиции, ангелы над головой только что родившегося Богомладенца: "Слава в Вышних Богу".
Концерт был приурочен к началу мероприятий, связанных со строительством старообрядческих часовни на территории Кузнецкой крепости и храма на горе близ Садовой. Не забудем, что основателями и строителями Кузнецкой крепости и Кузнецкого городка были именно те русские православные люди, которых сейчас называют "старообрядцами", ведь пришли они на Кузнецкую землю задолго до церковного разделения, случившегося в результате реформ патриарха Никона.
Владимир Валиулин
|