Главная » 2008 » Февраль » 27 » Н.Лебедева. Староверы написали свою историю (Латвия)
18:38
Н.Лебедева. Староверы написали свою историю (Латвия)
Фотовыставка «Золотой век староверия», открывшаяся в Доме Москвы, не только объединила староверов Литвы и Латвии, но и явила миру новое издание - «Староверие в Латгалии» Владимира Никонова, историка, фотографа, депутата Резекненской думы и председателя Резекненской общины.
 
На обложке — икона «Благовещение» письма лучшего иконописца ХХ века, окончившего свои дни в Америке, Пимена Софронова.
 
- Эту икону, хранящуюся сегодня в нашей моленной, Пимен Максимович написал по заказу нашей общины еще до войны, - поясняет Владимир Владимирович. — Он выходец из Причудья, региона Эстонии, ученик знаменитого иконописца Гаврилы Фролова. Софронов написал пять икон и по заказу Ватикана, собиравшего коллекцию православных икон.

Над книгой я работал с 2000 года. Основу ее составили архивные материалы Национально-исторического архива Белоруссии, Вильнюсского госархива, Псковского и Петербургского госархивов, Национальной библиотеки Санкт-Петербурга.

Открыв 427-страничный труд, я незаметно для себя зачиталась. Причины возникновения раскола, приоткрывающие хитросплетения российской политики XV-XVII веков, приведшие к расколу, его развитие и последствия описаны в первом разделе живо и глубоко. Второй и третий разделы посвящены беспоповцам Витебской губернии (ныне это Латгалия) и развитию в регионе единоверия, объединившего православных и староверов. Книга охватывает период до 1940 года.

Если будни и праздники, храмы староверов Латвии представил на фотовыставке Владимир Никонов, то быт староверов Литвы и дальних российских регионов показал нам Василий Дегтярев, кинодокументалист и фотохудожник, председатель Совета культурно-просветительской ассоциации староверов Литвы, художественный редактор журнала «Китеж-град».

Он много ездил по Крайнему Северу, Камчатке и Приамурью, где снимал курсовые фильмы во время учебы во ВГИКе. Считает эти места лучшими на земле и до сих пор частенько путешествует с геологическими партиями.

- Мой проект называется «Русская цивилизация», — делится Василий Мартынович. - Посмотрите на эту карту бывшего Союза - здесь я отметил места расселения старообрядцев. Это наглядное пособие для школьников, интересующихся русской историей.

Большие надежды на сохранение православия в Сибири возлагаем на очень активных пастырей — епископа Якутского Германа и епископа Камчатского Игнатия. Они - не староверы, но дело не в обряде - в вере. А они работают на ниве нашей веры.

Среди 33 фотографий Дегтярева приковывают внимание две: на одной - старинные кресты, выглядывающие из высокой травы, это «Пустозерск, место ссылки и сожжения протопопа Аввакума, дьякона Федора, попа Лазаря, инока Епифания в Страстную пятницу 1682 года». На второй запечатлена «Часовня на месте мученической смерти боярыни Морозовой в 1675 году. Город Боровск Калужской области».

На других - староверские срубы, семьи за столом под образами, деревянные моленные. Время как будто остановилось полтора века назад… Выставку наш гость посвятил матери, Ефросинье Акимовне. Редкий, говорит, был человек. А дедушка его, Аким Акимович, был священником в одной из общин Игналинского края Литвы.

Открывая выставку и презентацию книги, глава Латвийско-российской палаты предпринимателей и Русского клуба Анатолий Ильин, сказал, что это мероприятие вплетено в канву культурной программы Русского клуба.

- Мы посвятили его 100-летию издания манифеста Николая II «О свободе вероисповедания», которое мы отметили в 2005-м. После выхода манифеста произошел мощный подъем самосознания староверия. Это был толчок, давший возможность староверию, до того не признаваемому официально, развиваться как конфессия.

Началось духовное самоопределение, строительство новых храмов, бывшие моленные начали приобретать вид храмов — появились купола и кресты, колокольни.

На фотовыставке вы видите чистые лица людей, сохранивших веру своих отцов и дедов. Мы не вправе судить историю и не наша вина, что мы, староверы, оказались вдали от своей прародины. 300 лет староверы-поморцы, беспоповцы живут в трех странах Балтии и Польше. Я всегда говорил, что демократия впервые появилась у староверов-поморцев: у нас ведь избирали не только наставников, но лучших из лучших - в председатели общин.

А новое уникальное издание «Староверие Латгалии» - научно-просветительское, культурологическое, историческое — впишет еще одну страницу в историю русских в Латвии.

«Вести Сегодня» № 25

Категория: Новые издания | Просмотров: 2261 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]