Мы многим обязаны старообрядцам, прежде всего за сохранение древних книг и икон, понимание структуры и красоты языка богослужения, песнопений, священного образа. Старообрядческий традиционализм немало способствовал жизненности византийской иконографии в России даже тогда, когда официальная церковная живопись стремилась всячески следовать западной художественной системе. Исходя из этого, закономерно возникает вопрос: в какой мере русское старообрядчество можно рассматривать в аспекте живой традиции наследия Византии, перенесённой в Восточную Европу ещё в эпоху Крещения Руси? В поисках ответа на него следует учесть ряд довольно существенных исторических и культурных явлений...
Статья опубликована в сборнике: Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.9 - М.: 2002.
В сборнике статья проиллюстрирована черно-белыми фотографиями. Воспроизвести эти фото при сканировании возможно лишь при существенном ухудшении их качества. Поэтому мы взяли на себя смелость самостоятельно проиллюстрировать статью В.Г.Пуцко. В том случае, если нам не удалось найти изображения, использованные в статье, мы постарались заменить их наиболее подходящими по времени и стилю.
|