4 (17) апреля 2008 года исполняется 1125 лет со дня преставления прп. Иосифа Песнописца (883). Прп. Иосиф был уроженцем Сицилии. Здесь прошли его детство и отрочество. Однако из-за арабских набегов его семья вынуждена была переселиться в Грецию. На 15-м году жизни прп. Иосиф оставил родителей и вступил в Солунскую обитель, где вел строгую иноческую жизнь.
Около 826 г. он встретился здесь с прп. Григорием Декаполитом, который упросил игумена и братию отпустить Иосифа с ним в Константинополь для укрепления в вере православных во время иконоборческого гонения. Будучи послан в Рим для того чтобы известить папу о гонениях на Церковь, прп. Иосиф был по воле императора-ико ноборца Феофила схвачен морскими разбойниками, привезен на о. Крит и посажен в темницу. В темнице он провел 6 лет и был чудесным образом освобожден от уз в ночь на праздник Рожества Христова.
Возвратившись в Константинополь, он создали уединенном месте обитель близ церкви св. Иоанна Златоустого и перенес туда мощи св. апостола Варфоломея, которые получил в Фессалии. Преподобный построил церковь во имя святого и пожелал сложить духовные песни ко дню его памяти, однако, не имея дерзновения, долго молился и подвизался. Святой апостол явился преподобному в навечерие своей памяти, возложил ему на грудь Святое Евангелие и сказал: «Да благословит тебя десница Всесильного, песни твои усладят Вселенную».
С тех пор прп. Иосиф стал писать церковные гимны и каноны. Он воспел не только св. апостола Варфоломея, но дополнил Октай до настоящего его вида покаянными канонами на понедельник и вторник, канонами Предотече, Кресту, св. Николе, избавившему его от темницы, и всем святым. Его творения есть во всех гласах Октая, в различных месяцах миней, наконец, в Постной и Цветной Триоди. Он оставил столько канонов, сколько никто другой из церковных писателей. Есть указание, что всех канонов р. Иосифа было более трехсот, однако в печатных служебных книгах их обретается не более двухсот. Важно, что с точки зрения авторства, каноны прп. Иосифа достоверны, так как он помещал свое имя в акростихе 9-й песни. «Труба явися тайная, к духовному пению всех претворяющи; цевница же «подвижима, Божественныя полки восхваляющс; лавяще вся святая, и сих победы проповедающи. Ты источник спасеных, бездну почерпл ecu словес, ни дом напаяющю» (из Службы прп. Иосифу).
При новом императоре Михаиле III прп. Иосиф за почитание святых икон изгоняется из Константинополя в Херсонес, где находится до самой смерти императора. При императрице Феодоре он снова возвращается в столицу и назначается патриархом Игнатием в сосудохранители церкви Святой Софии. Патриарх Фотий, по некоторым известиям, вручил ему также «все церковное строение», поставив духовником константинопольского клира. Патриарх называл прп. Иосифа человеком Божиим, ангелом во плоти и отцом отцов.
Незадолго до своей кончины преподобный имел от Господа извещение о том, что умрет в конце Великого поста 883г. В Великую Пятницу он составил опись всего вверенного ему церковного имущества и отослал ее патриарху. Помолившись и приобщившись Божественных Тайн, преподобный воздел руки к небу и с радостью предал свою душу Богу. Произошло это в ночь со среды на четверг Светлой седмицы. Один из его друзей, находившийся недалеко от места, где почил прп. Иосиф, сподобился дивного видения: лики святых во главе с Пресвятой Богородицей встречали его душу и сопровождали ее отшествие от земли на небо. Это были те святые, жизнь и страдания которых прп. Иосиф прославил в своих песнопениях.
Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2008 год |