100 лет назад, 9-12 мая 1908 года, в станице Гиагинской на Северном Кавказе проходил Гиагинский (Северокавказский) собор христиан-поморцев. В Соборе приняли участие наставники и начетчики из многих станиц Закавказья (всего - 27 представителей поморских общин).
Председателем Собора был избран известный начетчик, председатель Сызранской общины Прокопий Максимович Безводин, автор книги «Апология Церкви» и свыше 200 брошюр, неоднократно привлекавшийся к суду за печатание «нелегальных» сочинений.
Прокопий Максимович Безводин (фото из журнала "Церковь"за 1908 год)
В своей вступительной речи он выразил радость по поводу предоставленной возможности для староверов созывать съезды и разбирать насущные вопросы. П.М.Безводин заявил: "В течение 250 лет старообрядчество подвергалось преследованиям. Теперь мы строим храмы, колокольни. Но нельзя оставлять заботу и о своем внутреннем храме, о внутреннем человеке. Необходимо соблюдать чистоту веры, создавать обстановку мира и общей любви. Содержать со всяким тщанием завещанное предками, и другим передавать. Отвергать ложное и соблюдать всё доброе".
Программа собора была весьма обширной. Многие вопросы, обсуждавшиеся на Гиагинском соборе, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Всего разбиралось свыше 50 вопросов: о создании общин, о молении за власти (царя), о браках и обручении, о двоеженцах, о епитимий для отступников, о воскресном дне, о тех, кто без духовника, о погребении скоропостижных, о погребении самоубийц, о брадобритии и головобритии, о епитимье замирщенных, об иноверных училищах, о свещах и масле, об изображении духовников, о книгах единоверческой печати, о деятельности Токарева, о Тифлисском и Белореченском соборах и др.
Первым обсуждался вопрос об общинах. Заслушав сообщение П.М.Безводина по этому вопросу, собрание признало заблуждением различные возражения, которые выдвигали противники образования старообрядческих общин.
О праздновании воскресного дня было вынесено постановление: «По учению святых отцев и учителей, в недельный день токмо молитвы Богу и милостыню даяти подобает. Оставив мирские дела, духовно празднуем Воскресение Господа нашего Исуса Христа».
Было уделено внимание и рассмотрению вопроса о лжеучении Г. Е. Токарева (из села Городца Нижегородской губернии), отвергавшего почитание изображения Господа Саваофа на иконах. Безводин привел постановление Самарского собора от 5 сентября 1905 г., согласно которому учение Г.Е.Токарева, учившего, что он «видит у Даниила четыре тайны и двух лиц Сына и Святаго Духа», признано мнением еретическим. П. М. Безводин сослался и на собор 1904 г. в селе Городце (местожительство Токарева) под председательством Т.А.Худошина, на котором учение Токарева было признано ложным. В заключение Безводин прочитал письмо Л.Ф.Пичугина, который писал: «Учение Токарева в отвержении иконы Господа Саваофа не может быть терпимо. Святая Церковь предала этот образ для досточтимого поклонения. Сердечно прошу вас, примите с почестью святую икону Господа Саваофа, как драгоценное наследие Святой Церкви».
В 1909 г. в Москве состоялся Всероссийский собор христиан-поморцев. На предсоборном Совещании был заслушан доклад наставника Ф.Ф.Румянцева о Токареве. «Учение это, -заявил Ф.Ф.Румянцев, - есть горький плод, произросший от собора 1667 г. (никонианского. - прим.Календаря ДПЦ.), запретившего писать образ Господа Саваофа» («Деяние» Собора 1667 г. л. 23 об.).
Всероссийский собор христиан-поморцев подтвердил постановления предшествующих староообрядческих соборов, осудивших лжеучение Токарева и отлучивших его от Церкви. Постановление было принято единогласно («Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев 1909 г.», с. об., с. 61 и 143).
Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2008 год |