«Здесь на Земле мы — гости; жизнь проходит, подобно сну. Христианство должно быть выше всяких других идей». Эти слова принадлежат Пимину Максимовичу, человеку удивительной судьбы, большого таланта и душевной щедрости. Человеку, с именем которого связана история иконописания нынешнего столетия. Неутомимому начертателю Божественного Образа, дар которому был послан свыше. Человеку, пронесшему бережно, как нетленную свещу, по всему миру — от причудской деревушки до Америки - свою Веру христианскую, древлеправославную.
Он родился 27 августа 1898 года в деревне Тихотка Лифляндской губернии (ныне — Эстония), в строгой староверческой семье. Красота побережья Чудского озера, своеобразие природы и древлеправославного патриархального быта уже в раннем детстве трогали его воображение и звали в мир Божественных откровений. Дрожащее и потрескивающее пламя восковой свещи в руках двенадцатилетнего отрока, стоящего в храме перед святыми образами, озарило весь последующий путь его — от скромного ученика до знаменитого Мастера.
Искусству византийского иконописания Пимин Софронов учился в раюшской (дер. Рая, Эстония) иконописной школе при моленной. Его учителем был известный иконописец Гавриил Ефимович Фролов, иконы которого и поныне украшают многие старообрядческие храмы. Бок о бок с учителем, перенимая у него древние секреты мастерства, молодой Пимин работает над созданием иконостасов в моленных деревень Кольки и Рая. Затем в 1930 году, после кончины своего «наставника жизни», как называл Софронов любимого учителя, Пимин Максимович получает приглашение работать в Ригу — пишет иконы и преподает иконопись.
Эта работа стала его жизнью: где бы он ни был, всюду писал иконы и щедро делился светом своего таланта. Он учил древнему византийскому стилю, псковскому, новгородскому письму учеников в Париже, Праге, Америке. Учил всему — от техники составления красок на яичном желтке, золочения и многих других особенностей иконописных приемов до духовного исполнения изображений. Однако сам он, пойдя дальше своего учителя, остался и поныне непревзойденным мастером древневизантийского письма, присущего и доступного, по многочисленным наблюдениям и убеждению самого Пимина Максимовича, только русскому характеру, только русской руке. Не случайно мастера, слава о котором уверенной волной прокатилась по Европе и Америке, приглашали для выполнения самых больших, фундаментальных работ, закладываемых на века.
Сербия, Черногория, Чехословакия, Италия — в древних храмах этих стран Софронов впитывал многовековой дух святых образов. И писал свои шедевры, оставляя свои автографы на старинных стенах. Пятьдесят шесть икон, принадлежащих его письму, находятся в Ватикане, где он готовил выставку. Провести ее помешала Вторая Мировая война. Софронов вынужденно оказывается оторванным от Родины, попадает в США, где и продолжается его жизнь и творчество. В Америке, кроме отдельных сюжетов, исполненных для частных лиц, работы Софронова — иконостасы, голгофы, роспись алтарей и стен — находятся в Вознесенском Соборе в Майами, в старообрядческих храмах Детройта и Миллвилла, в Трентоне, Бруклине и многих других городах.
К 27 августа (ст. стиль) 1973 года, к 75-летнему юбилею П. М. Софронова, подготавливалось издание сборника с репродукциями его произведений, готовились выставки. Но 13 мая 1973 года великий Мастер скончался, завещав плоды своего многолетнего труда, коллекцию икон и книг старообрядческой поморской общине американского города Миллвилл.
Там, на другом конце света, покоится прах нашего земляка, духовного брата и наставника. Не услышит он шума прибрежной волны любимого им Чудского озера, не поклонится могилам предков-рыбаков, не услышит шума родных берез. Вернуться на Родину после долгих лет странствий так и осталось несбывшейся мечтой художника. Но добрая память о Пимине Максимовиче живет в наших сердцах и вдохновляет в Вере и духовных стремлениях.
Ф. Маспанов (Эстония)
Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1998 год
Другие материалы о П.М.Софронове на нашем сайте:
|