Главная » 2008 » Июнь » 10 » А.А.Безгодов. Старообрядческий храм в Кирове: услышат ли нас власти города?
04:50
А.А.Безгодов. Старообрядческий храм в Кирове: услышат ли нас власти города?

Вятский край еще в 17 веке стал одним из центров сохранения и распространения Старой Веры. В годы проведения Никоновской церковной реформы Вятским епископом был Александр, который тайно оставался сторонником Старой Веры и не давал хода реформе в своей епархии. Благодаря этому в Вятском крае широкие слои населения продолжали оставаться верными древлему благочестию. Тем не менее, сторонники Старой Веры оказались в ущемленном положении и подверглись гонениям со стороны новообрядческой (никонианской) церкви и поддержавшего их государства. Но несмотря на это, неофициально продолжали строиться и действовать моленные дома, которых в Вятском крае было довольно много.

На Вятке наибольшее распространение получило староверие Поморского направления, а с конца 18 века близкие к ним федосевское и филипповское согласия. Крупные общества староверов до начала 20 века, кроме самого города Вятки, находились в Мурашах, Уржуме, Старой Тушке, Нолинске, Глазове, Кильмезе и их окрестностях, а так же в других местах. Староверы вели строгий образ жизни, отличаясь особенным трудолюбием и домовитостью. По сей день сохраняются древние народные традиции, поддерживаются нравственные устои, которые всегда были крепки в староверии.

К Старой Вере принадлежали и многие купцы известные в Вятской губернии и за ее пределами, среди них Шамовы, Гребневы, Казанцевы, Басалаевы и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие и благосостояние Вятской губернии. В 1906 году после выхода манифеста государя императора Николая II «Об основах веротерпимости», староверы по всей России получили возможность официально регистрировать общины и строить храмы (моленные). Так и в Вятской губернии, при попечительстве местных купцов началось активное строительство храмов.
 
 

В городе Вятка в 1915 году купец Зонов на собственной земле построил каменный храм для Вятской поморской общины по улице Никольской д. 86 (ныне ул. Ленина д. 100). Храм был освящен во имя святителя Николы чудотворца. Однако свобода вероисповедания продолжалась не долго, уже в 1918 году имущество старообрядческой общины было национализировано и передано верующим лишь на правах пользования. А в 1930 году храм был окончательно отобран, а общину выселили в принадлежащую им часовню на кладбище, но вскоре закрыли и ее. В последующие годы Советского периода проводилась политика безбожия и все старообрядческие храмы и моленные дома в Кировской области были закрыты и изъяты у верующих, многие из них к нашему времени оказались разрушенными либо пришли в негодность.

В закрытом храме был устроен склад, потом мастерская гармоней, школа молодежи, а сейчас детская филармония.
 
 

Прихожане Вятской (Кировской) поморской общины для молитвы стали тайно собираться по частным домам. В Советские годы поморскую общину неоднократно пытались зарегистрировать, один раз чиновничья волокита тянулась три года, пытались зарегистрироваться через суд, но все оказалось тщетно. В конце 20 века все же удалось зарегистрироваться, а когда государство понемногу стало возвращать храмы верующим, то представители поморской общины так же надеялись вернуть свой храм. Много раз прихожане и руководство общины вместе с духовным наставником Иваном Васильевичем Ляминым (ум. 2002 г.) обивали пороги городских учреждений власти, активную работу вел участник Сталинградской битвы Давыд Иванович Караваев, однако все их заявления и просьбы оказались тщетными.

После смерти наставника И.В. Лямина община уже отчаялась добиться справедливости и вернуть свой храм, на молитву теперь стали собираться в доме по улице Зеленой, который предоставил один из прихожан, но по градостроительному плану уже в следующем году эти дома будут сноситься, община снова окажется «на улице». Такая ситуация вновь обострила вопрос с возвращением храма по ул. Ленина д. 100.

В настоящее время в самом городе Кирове нет ни одной действующей старообрядческой Церкви, и, в то же время, единственным сохранившимся старообрядческим храмом в городе является здание бывшей Церкви поморской общины.

Дело возвращения храма, это не только вопрос преемственности исторических прав общины, это так же и вопрос сохранения уникальной культуры старообрядчества. Книжная, певческая, иконографическая и другие аспекты живой древнерусской культуры, хранителями которой вот уже более 300 лет являются старообрядцы, может безвозвратно быть утеряна. Не имея своего храма, имущество общины, представляющее культурное наследие, скитаясь по частым домам и находясь в непригодных условиях и под плохим присмотром приходит в плачевное состояние, а так же становится объектом краж.

Хочется надеяться, что представители властей услышат просьбы верующих и пойдут навстречу старообрядцам в деле возвращения храма историческим владельцам.

Безгодов А.А.

Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2020 | Добавил: samstar
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]