....И дело даже не в самой
смерти, в которой мы - христиане - видим
для себя лишь переход в жизнь Вечную
-ту, которую своим усердием вымаливаем
у Бога. И не в том, что иногда лукавим
перед собой, будто не страшимся ее, не
трепещем перед ней. Дело все же в другом.
Когда клирошане в центре храма поют
проникновенные молитвы в родительские
дни - все ли мы памятуем не только о своих
родных, из мира ушедших, но и о всех
предшествующих людях, и веру сохранивших,
и истину не поправших? Да и вспоминаем
ли о покойных в иные дни, когда все у нас
благополучно, когда кажется, что будто
бы только мы сами - и никто больше -
достигли этой, земной радости, пылью
тонущей в вечности? Когда теряешь близкого
человека, кажется, нет больше и сильнее
горя. И только проникновенное пение, и
запах ладана на погребении, что и масло,
не дающее огоньку лампады угаснуть,
придает сил жить - не только ради кого-то
живого, но и для того, ушедшего на ответ
к Богу. Перечитывал на днях солженицынский
рассказ «Мы-то не умрем»... И вроде
нет в нем и слова о староверах, но мысль
о том, что смерть выше всех разделений,
а память - внеконфессиональна, вот уже
который день не покидает меня. Так уж в
жизни моей получилось, что бывать
похоронах приходилось мне чаще чем на
именинах, крестинах или венчаниях. И
потому к этой интимной теме я как будто
вынужденно стою чуть ближе. «Из земли
и в землю паки пойдеши», - завещал
Господь. И стоишь иной раз у родных
могил, не в силах и слова сказать. И
вспоминаешь, вспоминаешь, обсасывая
памятью что-то такое важное, на что
прежде не обращал внимания. Пройдут годы. Память,
как весенний снег, растопится, уйдет
куда-то внутрь, вглубь. Но каждый год
будем вспоминать мы близкого и родного,
того, которого знали и оплакивали, стоя
у гроба. И вот уже спешим на Радоницу на
кладбище - похристосоваться, помянуть
молитвой, привести к праху предков своих
детей, еще не познавших горечь утраты,
еще живущих в нетронутом горечью потери
мире. Те лишь хлопают своими глазенками,
не понимая - почему все притихли и что
же вдруг произошло. Но и они умолкают,
испуганно глядя в какие-то лишь им
ведомые точки. Погосты... несть им числа.
Это словно и мир другой. Здесь и теряешься,
и смиряешься. И глазами, душою ищешь ту
самую - родную - могилку, и поздороваешься
и как-то теплее, легче на душе рядом с
любимым человеком, точно таким же живым,
только не видимым внешне. И идешь обратно,
будто на крыльях после свидания. А
Солженицын пишет так: 'Когда-то на
кладбищах наших по воскресеньям ходили
между могил, пели светло и кадили душистым
ладаном. Становилось на сердце примирено,
рубец неизбежной смерти не сдавливал
его больно. Покойники словно чуть
улыбались нам из-под зеленых холмиков:
"Ничего!.. Ничего...» А сейчас (...) чаще -
закатывают их, равняют бульдозерами -
под стадионы, под парки культуры»...
О забытых людьми погостах сегодня мы
слышим все чаще. Так, в одном только
Екатеринбурге старообрядческих
кладбищ, закатанных под асфальт, не
одно и не два. И когда идешь по историческому
центру, не всегда знаешь, что вот и ты
ступаешь по костям, по памяти, по той,
что развеяна пеплом в веках, по той
памяти, которой, оказывается, мы чужды
и вовсе. И когда говорят сегодня
о нас, внешне достойно несущих крест
Христов по жизни, мол, «старообрядцы
- пример всем, ныне живущим в похоти,
разврате и пагубе мира», нам самим
справедливо усомниться в этом. Наши
кладбища - те, исторические, что как
старики, уставшие объяснять что-то такое
дорогое для себя своим детям, внукам,
притихли, стоят, поросшие травой
и уходящие все дальше и дальше в историю,
растворяясь в земле и сердцах наших. И
когда видишь эту разруху, нет слов
оправдания. Вот и сейчас... я смотрю на
фотографии старообрядческого кладбища
города Миасс, спрятавшегося в бесконечной
тысяче озер Челябинской области. Погост
на самой окраине городка и совесть не
позволяет показать несколько снимков,
где видна не только мерзость запустения,
но и следы пребывания домашних животных.
И так горько, так обидно за всех нас и
правы ли мы, называя себя хранителями
древней веры, если не чтим память
предков?.. Максим ГУСЕВ Опубликовано в газете "Община" (Екатеринбург)
|