Если сошествие Святаго Духа на апостолов является днем рождения Церкви, то сегодняшнее первое воскресение после Троицы можно назвать Днем Ангела Православной Церкви, в который она поминает в своих молитвах святых, просиявших своей верой и любовью по всей земле.
Для людей мирских жизнь и подвиги святых являются непостижимой тайной. Мир недоумевает, о судьбах людей, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись в немощи, были крепки в войне, прогоняли полки чужих... Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И потому мир вопрошает: Зачем эти страдания, чего ради? Зачем этот фанатизм, и как это возможно? Откуда эта стойкость и верность?
Сегодняшнее Евангелие в немногих и кратких словах дает ключ к этой тайне. Церковь изъясняет ее изречением Господа Исуса Христа: «всякаго, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10.33). Поэтому, чтобы заслужить расположение Божие, нужно исповедывать Бога перед людьми. Ибо Христос завещал нам: «Идите и научите все народы.» Но это скорее всего максимум, на который призван христианин и который полноценно выполняли лишь избранные святые подвижники веры. А минимум, который должен выполнять каждый, кто называет себя христианином - это не отрекаться от своего Спасителя.
Грех отречения от Бога, как мы видим, является очень серьезным грехом, и нам уже не приходится надеяться на снисходительность Божию на праведном Суде, если мы в жизни своей допустили этот грех и не покаялись чистосердечно в нем.
А грех этот, к сожалению, очень распространен. Он включает в себя не только публичное отречение от Бога, но в более широком смысле - это маловерие, сомнения, колебания. Это и сокрытие от людей своей религиозности из страха быть осмеянным, боязнь открыто повесить икону в доме, а это, до недавнего времени, было чуть ли не нормой. Это и стеснение при необходимости перекреститься в присутствии посторонних людей. Это и вынужденное потребление скоромной пищи за общим с неверными столом. Это хула и ропот на Бога в мыслях и словах, отсутствие надежды на Бога и любви к нему. Это отчаяние, желание себе смерти в сильной горести, это и безутешная печаль, упование на человека, нежели на Бога, упование на богатство.
Равнодушное молчание при чьем-либо богохульстве - это тоже отречение. Небрежение к молитве, к посещению храма Божьего, неисполнение своего правила и епитимий, нарушение постов, непочитание праздников христианских, переход в еретическую никонианскую церковь-также отречение. И, конечно, любое нарушение заповедей Божиих является отречением от Бога.
Множество искушений подстерегает человека и, если он не анализирует постоянно состояние своей души и не делает корректировки соответствующие требованиям христианского учения, он, таким образом, отрекается от Христа, и таковой будет отвержен от лица Спасителя пред Отцом Небесным.
Современному человеку, несмотря на небывалую свободу вероисповедания, трудно достигнуть того состояния веры, когда можно ощутить близость Бога, Его непосредственное присутствие и участие во всех делах, и, прежде всего, потому, что темп нашей жизни не позволяет человеку остановиться, и хоть немного подумать не о земном, а о небесном, хоть ненадолго уединиться на молитву, душевную беседу с Богом. Конечно, никому не избежать участи Адама, ибо как предрек Господь после его падения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» так это бремя и несет человечество и будет нести «доколе не возвратится в землю.» (Быт. 3.19.)
Однако человек мыслящий не может и не должен смиряться с таким приземленным, можно сказать, животным существованием. Душа каждого человека, также как и тело, алчет и жаждет пищи. И тут, к сожалению, люди часто обманывают себя. Обманывают свое тело, услаждая его чрезмерным питанием и, тем самым, только вредят своему здоровью. Обманывают себя тем, что делают запасы на черный день, на всякий случай, не доверяя, тем самым, Промыслу Божию. Обманывают себя тем, что роскошествуют, не довольствуются тем, что имеют, и всегда строят планы, превышающие их возможности, и потому всегда у них не хватает средств. Обманывают себя тем, что они молоды, а жизнь впереди, не зная о том, что дни их сочтены. Обманывают себя, подменяя духовную пищу неким суррогатом, называя духовной жизнью чтение художественной литературы, посещение разного рода концертов, театров, развлекательных программ, и заполняя компьютером и телевизором все оставшееся время. Этот суррогат является питанием разве что для «раковых клеток» нашей души. А ведь это время, легкомысленно потраченное на развлечения, как раз, могло бы быть использовано с пользой для души, и потому «сверхзанятость» никак не оправдывает нашу беспечность.
Таким образом, люди, обладая независимым волеизъявлением, сами бегут от Бога, затворяют от него свои сердца, не дают посетить Ему эти сердца благодатью, делаются неспособными ощутить ее. Увлекаясь беспредельной погоней за собственным благополучием, они лишают себя жизни духовной и уже становятся неспособными обратиться к Христу, раковая опухоль безверия поражает их душу. Путь к спасению есть путь многотрудного подвига - совершение добра во славу Божию и на пользу людям. Никто не восходит на Небо, живя на земле лениво и порочно, поэтому всегда и во всем необходимо держать под контролем совести свои мысли и действия, стараться не осквернять грехом свою бессмертную душу.
Для человечества по закону Божию и совершения Его Святой воли необходимо греховные привычки заменить противоположными - добрыми и спасительными. Будем же помнить, что зависть побеждается любовью, сребролюбие уничтожается милостынею, блуд искореняется целомудрием, чревоугодие пресекается постом, уныние устраняется молитвой.
Постом и молитвой достигается Царствие Божие. Воздержание в пище считается матерью всех добродетелей. А молитва - вторым крылом, без которого невозможно вознестись над землей. Ждать молитвенного настроения, так же как и ждать желания ограничить себя в еде все равно, что ждать у моря погоды. Потому, как и ко всякому доброму делу, пока это не является привычкой и велением души, нужно себя принуждать к посту и молитве.
Зная слабость человеческой натуры, Церковь Христова установила регулярные посты. Завтра, как вы знаете, начинается Петров пост и я желаю вам набраться духовных и телесных сил достойно провести это время для пользы души и тела, чтобы восстановить форму (выражаясь спортивным термином), а, точнее сказать, поднять уровень веры и провести этот пост, не только ограничивая себя в еде, но и ограничивая себя в непотребных, небогоугодных занятиях, и, хотя бы в какой-то степени, уподобиться святым и, если не просиять, то хотя бы затеплиться пламенем свечи в глазах Божиих, не забывая о делах милосердия, благотворительности, добра и во славу Святой живоначальной Троицы ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Митрополит Андриан (Четвергов)
София (Томск), 2008, № 1 (2) |