Главная » 2008 » Июль » 16 » А.Карпов. Старой веры новые ростки
18:46
А.Карпов. Старой веры новые ростки

Архипастырский визит предстоятеля Русской Православной Старообрядческой  Церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия в Балаково оказался практически незаметным для широкой общественности. Старожилы не припомнят, чтобы в город, основанный когда-то старообрядцами, приезжал архиерей такого ранга. Да и встреча была организована предельно скромно: не было обилия прессы, первых лиц руководства города и района, отсутствовали даже блюстители порядка как признак  значимости события.  

Само явление митрополита у стен мэрии впечатлило: сухощавый, моложавый, в удивительно аскетичном одеянии, он окинул нас орлиным взором и прошествовал с посохом к вратам администрации. Там он был принят заместителем главы БМР В. Косолапкиным. В ходе встречи митрополита ознакомили с историей города,  достижениями и достопримечательностями. В ответной речи митрополит Корнилий обратился к руководству города с просьбой выделить для православной старообрядческой общины помещение, чтобы можно было хотя бы зарегистрировать юридический адрес. Митрополит подчеркнул, что хотя храм Святой Троицы построен на личные средства старообрядцев Анисима и Паисия Мальцевых, но у руководства старообрядческой церкви нет притязаний на этот храм, раз так сложились исторические события: репрессии, гонения, оскудение веры... В настоящее время вновь начинает пробиваться росток Старой Веры –  местные старообрядцы, ранее молившиеся по домам группами или семьями, создали общину под председательством М. Родина, и им хотелось бы надеяться, что чаяния  общины найдут отклик у руководства города. Старообрядцы верят, что визит митрополита Корнилия станет точкой отсчета, с которой начнется современная история Балаковской старообрядческой церкви.  В коротком интервью для местных СМИ глава старообрядческой церкви не стал комментировать причины противостояния и противоречий между староверами и РПЦ (Московская патриархия) и перспективы воссоединения двух направлений православия, сославшись, что на эту тему написаны сотни томов книг...

Посетив местный краеведческий музей, митрополит и сопровождавшие его священнослужители познакомились с экспозицией, посвященной старообрядческой истории города. Следующим и последним на Балаковской земле стал визит делегации в храм Святой Троицы, построенный по проекту знаменитого архитектора Шехтеля. Сразу бросилась в глаза малочисленность группы старообрядцев, пришедших увидеть и получить благословение главы РПСЦ. Настоятель храма о. Амвросий (Волков) встретил митрополита Корнилия с официально-вежливой сдержанностью и без особого пиетета. Храм находится на реставрации, поэтому основной темой разговора стал процесс восстановительных работ.

Следующим пунктом визита стало паломничество в «самый старообрядческий»  город области – Хвалынск, который в свое время был главной ставкой старообрядческого духовенства. Встреча митрополита хвалынчанами оказалась  куда более радушной. Владыку встречали хлебом-солью на пороге местного музея истории города, была организована культурная программа с посещением краеведческого музея, картинной галереи и встречи с местными жителями. Однако самым знаковым событием стало освящение двух ранее установленных памятных Крестов: один на старообрядческом кладбище, а другой на территории бывшего женского старообрядческого монастыря, где ныне располагается санаторий «Родник».

Сама служба и проповедь митрополита произвели неизгладимое впечатление, не поддающееся никакому пересказу! Самое старое в городе старообрядческое кладбище находится на вершине холма, с которого на многие километры видны волжские просторы и дали. Староверы традиционно были зажиточными людьми: купцами, крепкими хозяйственниками. Поэтому большинство памятников и надгробий было выполнено из высококачественного мрамора, и они даже спустя столетия выглядят как только что установленные. Увы, эти памятники большей частью разрушены вандалами. Говорят даже, что дома ближайшей к кладбищам улицы Рабочей стоят на фундаментах, сделанных из старообрядческих памятников. В своей проповеди митрополит указал на падение нравов, что русские люди  превратились в иванов, не помнящих родства, ведь надругательство над могилами совершали не пришлые враги, а люди, живущие рядом!

Администрация Хвалынска выделила автобус, чтобы все желающие смогли присоединиться к паломникам для поездки к бывшим знаменитым Черемшанским монастырям. Экскурсию по историческим местам провел автор ряда книг по краеведению Алексей Наумов. Отдыхающие санатория с большим интересом и почтением наблюдали за службой во время освящения креста, а некоторые  молились, не делая (или не находя) различий между «старой» и «новой» верой...

После осмотра бывшего монастыря старообрядцы направились к месту погребения архимандрита Серапиона, исповедника Черемшанского. Как свидетельствуют исторические источники, мощи Серапиония были нетленны, что породило в то время целую волну паломничества. К сожалению, мощи архимандрита были безвозвратно утеряны в лихолетье революции. На месте погребения исповедника паломниками была проведена служба. Что самое печальное – до сих пор на месте лесного монастырского кладбища продолжают свое дело черные копатели. Многие могилы разрыты, памятники порушены. Что надеются найти они в могиле иноков, которые еще в земной жизни отрешились от земных благ, уму непостижимо. Но видеть поруганные могилы – больно!

Одним из ярких впечатлений от увиденного во время паломничества стали дети о. Вадима, священника Успенского храма г. Саратова, участвовавшего в паломничестве. Их у отца Вадима одиннадцать душ! Старший сын уже участвует в службе, самый младший только народился. Поражает воспитание детей – старшие во всем заботливо помогают младшим, все тяготы, путешествуя по крутым черемшанским комариным тропам, переносили стойко,  не было слышно ни одной жалобы или недовольства. Поразил еще один момент. Во время трапезы, которая началась в 16.00 (дети выехали из Саратова в  6 утра), когда все уже изрядно проголодались, была прочитана молитва и дана команда: «Вкушай!», все приступили к еде. Моими соседями по столу оказались два маленьких сына и теща о. Вадима. Наблюдая за детьми, увидел такую картину: малыш округлил глаза и сказал: «Бабушка, почему они все едят, ведь митрополит еще не притронулся к пище?!». Честно говоря, мне, взрослому человеку, такие «мелочи» даже не пришли в голову, а проголодавшийся ребенок соблюдал давно утраченные нами обычаи! Присутствовавший здесь же балаковский художник С. Серов заметил: «Нелегко этим детям будет жить в миру, где властвуют волчьи законы общества!».

Мне не хотелось бы давать какой-либо оценки по сути происходящих событий. Это прерогатива богословов и священнослужителей. Слишком велик масштаб трагедии раскола за истекшие пять веков – за веру люди шли на самосожжение, принимали смерть, подобно отшельникам Лыковым уходили в глухие леса или покидали пределы Родины, чтобы на чужбине хранить доставшуюся от предков веру. Для себя прояснил, что существует около сорока различий в богослужении, имеющих принципиальную важность и препятствующих воссоединению хранителей «старой» и «новой» веры… Важно ли это, когда большинство православных христиан, мягко говоря, неуверенно знают историю религии, которую они исповедуют, а наизусть  знают разве что «Отче наш»! А сколько соплеменников обращают свои взоры в сторону сект, коих наплодилось в Отечестве нашем выше всяческой меры! В лице же митрополита Корнилия мы соприкоснулись с верой, проверенной веками, от которой подвоха не будет.

Особое мнение

Настоятель храма Святой Троицы о. Амвросий:

– При митрополите Олимпии (Гусеве), Cтарообрядческая церковь была более консервативной и замкнутой от внешнего мира и контактов с Русской православной церковью. После смерти Олимпия РПСЦ возглавил митрополит Андриан, при котором было сделано много шагов по выводу Cтарообрядческой церкви из самоизоляции – она ожила при нем. Как будет при митрополите Корнилии – посмотрим (в этом чине он находится всего два года – Авт.)... Среди столпов  старообрядчества были такие, кто был напуган и недоволен деятельностью митрополита Андриана, но было и много других, кто хотел продолжения сближения с Русской православной церковью. На сегодняшнем этапе митрополит Корнилий занимает среднюю позицию между двух его предшественников. Есть тенденция, когда желание реформ пересекается с боязнью их воплощения.  Ведь старообрядчество – это не только религиозные отличия – это уклад и образ жизни…

В петровские времена преобладало эсхатологическое учение (о скором конце света) – велись проповеди о конце мира, они были столь влиятельны, что цена жизни имела относительное значение. Это привело к тому, что  самосожжения старообрядцев приобрели массовый характер – какая разница, если через год-два наступит конец света. В этой связи хочется привести слова св. Павла Соколовского: «Никому не известно время пришествия Христа, но всем известен путь в его царство». Не нужно жить ожиданием конца света, нужно определять свой путь по заповедям Спасителя.

Русская православная церковь очень по-братски относится к Старообрядческой церкви. Был принят ряд постановлений: это Поместный собор 1971 г. (о снятии клятв); Архиерейский собор по наставлению Синода 2006 г. (об открытии православных епархий, в которых служба совершалась бы по старому обряду). И еще РПЦ было сделано немало шагов по устранению прежних противоречий…

Старообрядчество – это трагедия России и ее истории, наша задача уврачевать эти раны и сложившиеся отношения.

  Михаил Родин, председатель старообрядческой общины г. Балаково.

– Для чего организуется старообрядческая община в Балакове?

– Во-первых, изначально город Балаково был основан старообрядцами, и здесь живут потомки основателей города, которые хотели бы вернуться к вере предков, но не имеют возможности для совместного исповедания веры и молитвы.

Во-вторых, древнее православие имеет мощный духовный потенциал, который мог бы принести огромную помощь всему нашему обществу в обретении твердой основы. Почти все трагедии нашего народа связаны с одной болезнью: мы дерзаем отрекаться от того, что нам передали наши предки.  Церковный раскол XVII века, жестокая ломка традиционной русской культуры при Петре I, «офранцуживание» при обеих Екатеринах, отказ от традиционного общинного строя и разрушение духовных основ  общества в начале XX века и слепое подражание Западу наших современников – все это звенья одной цепи. Если я пренебрегаю заветами своего деда, то как с моими заветами поступят мои же внуки?  

Основой исконного православия является неизменное почитание преданий отцов.  Это могло бы сохранить нас от окончательной катастрофы.

– Михаил, большинство людей не видят разницы между «старой» и «новой» верой, а главное, не испытывают потребности духовного роста. Каким образом вы собираетесь найти и взрастить давно затоптанные ростки?

– Без веры в Бога жизнь человека уподобляется жизни животных, которые удовлетворяют свои физические потребности и размножаются. Многие это понимают и ищут Бога. Но существует множество конфессий, которые предлагают комплекс религиозных услуг на любой вкус, обслуживают любые потребности потребителей этих услуг, потворствуют разным суевериям. Что делать человеку, ищущему Истину? Вера – это не то, что каждый придумывает для себя сам или подстраивает под себя, а что   принимает и чему следует. Только Древнее, исконное Православие, Старая Вера, может утолить духовный голод не «религиозным фаст-фудом», а пищей, которая сможет укрепить душу.

– Расскажите, пожалуйста, как Вы сами пришли к вере, к Старообрядческой церкви? Вы молодой человек, кандидат филологических наук... Почему не пошли в обычную нашу Церковь?

– До обращения в православие я десять лет был протестантом. Но в протестантизме утрачены основы христианского учения: почитание апостольского Предания. Когда я понял, что основа сохранения Истины, полученной апостолами от Христа и переданной им, есть только в православии, то принял Cтарую Веру, потому что именно в старообрядчестве православие сохранилось неповрежденным. А мой возраст и род занятий нисколько не мешают вере – напротив, желание и умение думать обычно и приводит человека к Вере.

– Старообрядцев часто называют раскольниками. Не обидно ли?

– Еще Екатерина II запретила своим указом употреблять это обидное наименование. Вопрос же о том, кто раскольник, по моему мнению, открыт. Староверы не откололись от Церкви, но сохранили живую связь с ней. А церковные власти их предали анафеме и отлучили за их верность древней вере и Церкви. Судите сами, кто от чего откололся...

– Почему для получения благословения от владыки Корнилия пришло так мало людей?

– Община только возрождается. Сегодня многие староверы даже не знают друг друга, и просто трудно было оповестить их о приезде владыки. Но я уверен, когда у общины будет храм или временное помещение для совместной молитвы и об этом узнают наши земляки, община  количественно заметно вырастет.
 
Алексей Карпов
 
Категория: Новости из общин | Просмотров: 1161 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]