С 13 по 19 июля по благословению архиепископа Иоанна, Костромского и Ярославского, в Костроме состоялся паломнический молодежный лагерь, на который были приглашены представители молодежи различных приходов и епархий. Задачей лагеря было провозглашено совместное попечение о храмах епархии.
В начале XX века, после дарования свободы вероисповеданий, по всей России строились старообрядческие храмы, формировались новые общины. Все верующие добросовестно посещали богослужения, и совсем рядом казалось светлое православное будущее страны. Но история сложилась совсем по-другому. После политических репрессий 30-х годов и Великой отечественной войны количество действующих храмов сократилось в несколько раз. Еще более сократилось число находящихся на свободе верующих людей. Многие храмы были разрушены, иные - запустели. И по сей день еще стоят эти разоренные и заброшенные храмы во многих уголках нашей страны. Как часовые на посту. Как еще не сокрушенные временем памятники исконно-русской духовной культуры, пострадавшие от злой человеческой воли, покусившейся на их великолепие.
Как хочется, чтобы эти двоякие памятники - памятники человеческого гения и человеческой же злобы - не были преданы забвению! Как важно, чтобы уроки прошлого дольше жили в нынешних поколениях!
В этих целях Молодежный отдел Костромской и Ярославской епархии, при поддержке Центра Древнерусской Духовной Культуры, в июле организовал молодежный паломническо-трудовой лагерь. Основанная задача лагеря - паломническое посещение и благоустройство мест святых храмов - былых и ныне действующих, где требуется какая-то помощь и участие. На предложение потрудиться и отдохнуть во славу Божию откликнулось около 25 человек. Желающие принять участие могли приехать в любые дни паломнической недели. Это было особенно удобно тем, кто не мог бросить свои дела надолго. Всем было предоставлено жилье и питание, по уставу проходили утренние и вечерние молитвы. Важная роль в жизнедеятельности лагеря была отведена живому христианскому общению, возможности побеседовать с священниками, потрудиться во Славу Божию.
Молодых людей, пожелавших принять участие в этом деле, ждала очень разнообразная и насыщенная программа. Каждый день был распланирован до позднего вечера, работу сменял отдых и душеполезное общение.
В первый трудовой день объектом попечения паломников стало кладбище старообрядческого села Шода. Это село в 50-е годы было выселено, в связи с предполагавшимся затоплением больших территорий согласно проекта создания Костромского водохранилища. Само кладбище затоплено не было, однако оно оказалось отрезано от удобных путей, стало практически недосягаемым и осталось без попечения. Молодые люди, проделав большой путь, добрались до кладбища, где произвели уборку, а так же установили памятный крест, и помянули лежащих на сем кладбище христиан. Ну, а после этого немного прокатились на лодке.
На следующий день был сложный переход в село Пустынь. Ребята и девушки прошли 7 километров под палящим солнцем по бездорожью, со всем снаряжением и инструментом, с трудом расчищая себе путь к заброшенному храму некогда процветавшего старообрядческого села. Другого удобного пути нет, и пробираются по нему лишь некоторые дачники, да редкие важные посетители иногда прилетают сюда на вертолете.
Костромские паломники у храма с.Пустынь
На месте паломники распилили деревья, которые были свалены еще весной (поскольку угрожали падению на храм), а так же убрали вокруг храма траву и мусор, после чего представилась возможность пообедать, немного отдохнуть и искупаться, а затем паломники отправились обратный путь.
Паломничество к бывшему селу Жарки - а теперь это настоящий остров - состоялось в третий день. К острову паломников доставил старенький паром, буксируемый видавшим виды колхозным катером. Еще издали над лесом стали видны пять куполов с крестами, и показалось, что там в лесу прячется целый город. А сколь величественными развалины этого каменного храма предстают вблизи! Огромный, с обрушенными притворами и проросшими прямо во внутреннем пространстве деревьями, храм сохранился только в виде четырех высоких арок главного свода, увенчанными пятью луковичными главами. Этот храма, как и само село, тоже стал жертвой планов создания Горьковского моря. Как вспоминают старожилы тех мест, претерпевшие принудительное выселение - тогда же было решено уничтожить и этот благолепный каменный храм; его несколько раз взрывали, обезобразили, но окончательно повергнуть так и не смогли. И вот уже полвека его руины напоминают древнего былинного богатыря, смертельно раненого, но все еще не выпустившего свое оружие - восьмиконечный крест на каждой из пяти глав! И все это в буйной зелени непроходимого леса.
Четвертый день прошел в действующем храме села Чернопенье, где молодые люди занимались таким прозаическим, но, тем не менее, необходимым делом, как покраска забора. Это был фактически последний трудовой бросок. На следующий день молодежи осталось прогуляться по Костроме и покататься по Волге на небольшом корабле. А вечером всех ждал праздничный ужин и подведение итогов
Важно, что во всех поездках поочередно принимали участие священники епархии: о.Василий Терентьев, о.Михаил Витушкин, священноинок Мануил (Чибисов).
По мнению одного из организаторов, данная инициатива явилась попыткой найти точку приложения сил и возможность общения для тех, кто «уже вырос из числа детей, но в разряд взрослых еще не попал». И действительно, добровольный и доброжелательный характер приглашения, ориентированный на христианское сознание каждого потенциального участника, сыграл свою позитивную роль. А те из приглашенных, кто по каким-то причинам не смогли принять участие, очень сожалели об этом, и с большой заинтересованностью следили за ходом паломнической программы. Что ж, не стоит жалеть об упущенном - будем надеяться, что в следующий раз участниками такой акции станет еще более широкий круг молодежи.
Ксения Чунина
Сайт Ржевской Покровской общины |