У уральских староверов часовенного согласия большим почитанием пользуются места бывших скитов и могилы некоторых иноков и инокинь, которые своей подвижнической жизнью заслужили особое уважение и долголетнее почитание. Наиболее известно такое место как Веселые горы в районе Невьянска. На Веселых горах каждый год на праздник Петра и Павла собирается большое количество старообрядцев паломников не только из Уральского региона, но так же из Сибири и других мест.
Не стал исключением и этот год. На Весылые горы съехалось большое количество старообрядцев, люди добирались своим ходом, приезжали на легковых автомобилях, на микроавтобусах и грузовиках. На ночлег устраивались кто в палатках, а кто прямо в машинах, спали даже в обустроенных кузовах грузовых машин. Но, что было особенным в этом году, так это присутствие большого количества молодежи. Молодые староверы знакомились друг с другом, активно общались и договаривались снова приехать сюда на следующий год.
Кроме Веселых гор было организовано посещение и других святых староверческих мест, в том числе восстановлено посещение таких мест, которые оставались в забвении уже несколько лет, в их числе место скита и могилы иноков на Таватуе (почитаемых так же и поморцами).
Место захоронения инокини Маргариты и площадка, оборудованная для общественных молений
Кроме этих известных мест, на Урале имеются так же и другие, менее известные, но так же почитаемые места, среди них иноческие могилы в Шалинском районе Свердловской области. Это могилы преподобных инока схимника Лаврентия и инока Симеона у д. Кедровка, могила чероризицы Августы в д. Симонята, место лесного скита и захоронения преподобной инокини Маргариты на высоком берегу реки Сылва между деревнями Кедровка и Симонята (это место так же называется «за Филиным хутором»).
Место захоронения черноризицы Августы
В прошлом здесь находились удаленные лесные скиты и кельи, которые поддерживали духовную связь с находившимся неподалеку монастырем в Осинниках. Скорее всего, они были связаны с монастырями в районе Коптело-Шамар и д. Захарово (ныне Лысьвинский р-он Пермской обл.) и существовали уже в нач. 19 века, являясь в то время крупными духовными центрами местного старообрядчества.
Памятная часовня на месте бывшего захоронения преподобных Аркадия и Константина Шамарских
В Шалинском районе почитается так же святой источник и место где были захоронены мученически погибшие преподобные Аркадий и Константин Шамарские, (канонизированы белокриницкими старообрядцами (РПСЦ).
Памятная доска на часовне
Святой источник у часовни Аркадия и Константина Шамарских
К святому источнику каждый день приходит и приезжает большое количество людей: набирают воду, умываются, обливаются водой - для этого сооружена даже небольшая кабинка. Приходят как местные жители, так и жители других мест, они даже приезжают и останавливаются в палатках.
Оборудованный аналой у одной из почитаемых могил на кладбище в Шамарах
Кроме перечисленных мест имеются и другие, надеемся, со временем мы сможем более подробно узнать о них.
Алексей Безгодов
|