Высокое Церковное Собрание - Съезд Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ДПЦЛ), собравшись 19/6 ноября 2007 года в городе Даугавпилсе (Латвия) в Свято-Покровском храме Гривской староверческой общины (Селияс 56, Даугавпилс, LV-5408), констатирует и объясняет, что на протяжённом историческом отрывке времени, а именно, начиная со второй половины XVII столетия, к христианам, которые не приняли известные церковные реформы, а исповедывали и защищали Старую Веру, утверждённую в Киевской Руси св. князем Владимиром, власть придержащие, в знак презрения, именовали «раскольниками», приписывая им внесения раскола в Российскую Церковь. Это наименование мало того, что было по сути оскорбительным, оно содержало в себе ещё и ложь на истину. Сегодня, благодаря многим современным методам исследований и новым открытиям, как российскими, так и европейскими учёными окончательно и бесповоротно доказано, что исповедники Старой Веры никогда не вносили раскол, но всегда ревностно защищали святые православные церковные догматы.
Высочайший царский Манифест 1905 года и последующий за ним Закон 1906 года в значительной мере смягчил оскорбительное наименование «раскольники» и официально закрепил за исповедниками Старой Веры наименование «старообрядцы». Это наименование было уже более точным, но правильным оно было лишь частично. По сути, многострадальные исповедники Старой Веры никогда из обряда не делали культ, видя в нём лишь оболочку, облачение и форму материализации догматического учения. Исторически известно: если где-либо какие-то обряды отмирали, наши предки смирялись, если где-либо какая-то новация укреплялась и впоследствии обретала форму обряда - они радовались. Обряд может видоизменяться во времени и по месту, вера - никогда.
И, прежде всего, исповедники Старой Веры, оставаясь верными святоотеческим догматам, совершали в Церкви таинство крещения исключительно только через троекратное погружение в воду, неукоснительно исполняя 50-е Правило Свв. Апостол. Ибо там, где есть своё преемственное троекратное погружение в воду, там есть истинное крещение, там и обретается истинная Вера и Церковь. Где нет троекратного погружательного крещения, а существуют его иные виды, там нельзя обрести веру и церковь, хотя бы и имелись их внешние признаки.
Поскольку в ходе исторического процесса наименования «православие» и «православный», было отторгнуто от исповедников Старой Веры, причём не по их вине, наши досточтимые предки называли себя «староверами», или «староверцами». Такое обилие наименований различно подтверждено документально, начиная от собрания материалов о Выго-Лексинском общежительстве, и кончая материалами Всероссийских Соборов 1909 и 1912 гг. Но самое главное: наименование - «старовер» или «староверец» - не грешит против истины.
На основе изложенного, Гривский Съезд считает правильным: восстановить сие наименование и впредь, уважительно относясь к памяти предков, именоваться самим - «старовер» или «староверец», и призывать других к этому наименованию. Название же «старообрядец» как не оскорбительное, но менее значимое, начиная с официальных церковных документов, постепенно исключать из обихода.
Необходимо помнить и о том, что исповедников Старой Веры, живущих на территории Латвии, на латышском языке всегда называли правильно - „vectidbnieki", а не „vecritualnieki".
Резолюция делегатами Гривского Съезда принята абсолютным большинством голосов.
Даутавпилс, 19/6 ноября 2007 года
Поморский вестник, 2008, № 21 |