Главная » 2008 » Сентябрь » 16 » Мнение: Г.Замараев. О сохранении сельских приходов
13:40
Мнение: Г.Замараев. О сохранении сельских приходов

Свое слово о сохранении сельских храмов, а точ­нее приходов, хочу начать немного с другой сторо­ны.

 

К сожалению, последствия насаждавшегося в те­чении нескольких поколений атеистического миро­воззрения еще очень долго будут сказываться на жизни нашего общества. Общество только теперь начинает осознавать, как безжалостно оно было обобрано в духовно-нравственном отношении, сколь много утрачено из бесценного наследия преж­них поколений. Тем не менее, всё больше людей на­ходят дорогу к Богу, дорогу к храму. Десять лет на­зад скептики еще могли говорить о том, что массо­вый приход людей в Церковь есть всего лишь дань моде, но ныне мы можем свидетельствовать о се­рьезности этого процесса. Народ обращается к вере, но, к сожалению, не связывает свою личную жизнь с Церковью. Посещение службы в семье до сих пор планируется как поход на какое-то мероприятие. Храм еще не стал неотделимым составляющим жизни этих молодых, пришедших к вере людей. За­частую они активно участвуют в социальной, бла­готворительной, реставрационной, образователь­ной и иных видах общественного служения своих приходов. Но кто приходит на службу в воскресе­нье?

 

Приходы, которые сохранились в годы государ­ственного атеизма, благодаря бабушкам, постоянно и терпеливо не позволявшим зарости тропинкам к родному храму, и сейчас, отнюдь, не процветают. В городских приходах картина тоже не очень поменя­лась. По-прежнему, основные прихожане храма -люди предпенсионного и пенсионного возраста. Не встретить, к сожалению, в храме на службе семьи вместе с детьми, чего нельзя сказать о католиче­ских приходах и приходах других конфессий.

 

Если говорить о конкретных усилиях, направ­ленных на возрождение сельских приходов, то, в первую очередь, необходимо восстанавливать пол­нокровную жизнь. Разносторонняя деятельность неизбежно окажет положительное воздействие на весь строй жизни и отношений живущих на селе людей. Имеется немало достоверных свидетельств того, как через возвращение к Церкви люди осво­бождаются от губивших пороков, находят решение тяжелых проблем, обретают смысл жизни и труда. В своей подвижнической деятельности служители Церкви призваны взаимодействовать с сельскими учителями, врачами, работниками культуры. От совместных усилий этих людей в немалой степени зависит сегодняшнее выживание и завтрашнее процветание деревень и сел. Один из факторов и показателей процветания села - увеличение рож­даемости. Поэтому, в первую очередь, надо начи­нать с СЕМЬИ.

 

То, что институт семьи находится в состоянии глубокого и жестокого кризиса, давно не вызывает сомнений не только у специалистов, но и у самой широкой общественности. Более того, это утверж­дение превратилось в клише, а различные полити­ческие силы активно эксплуатируют его в своих предвыборных и идеологических целях.

 

Важно понять, в чем причина нынешнего кризиса семьи. Необходимо выяснить, переживает ли ин­ститут семьи временный (пусть и черезвычайно острый и глубокий) кризис, который будет преодо­лен в ближайшее время с наступлением эпохи, ко­торая придет на смену безвременью постмодерна, или же кризис института семьи носит фундамен­тальный характер и с неизбежностью приведет к постепенному отмиранию этого института? Обе точки зрения имеют достаточное количество при­верженцев, и сложно сказать, какая из них более популярна. Беда в том, что проблемы семьи зача­стую становятся предметом откровенных, порой абсолютно безграмотных, спекуляций и кликушеств.

 

Если рассмотреть «сухой остаток» большинства теорий семьи, то выходит, что кризис семьи проис­ходит из-за того, что переживают кризис семейная мораль, психология семейной жизни, культура се­мейных отношений или семейные ценности. С ло­гической точки зрения, это то же самое, что на во­прос: «почему дерево горит?» - ответить: «потому что оно горючий материал».

 

Абсолютно доминирует экономическая теория кризиса семьи. Теория исторического уменьшения потребности личности в детях.

 

Эта теория разработана В. А. Борисовым, А. И. Антоновым, и (в ином варианте) Л. Е. Дарским, а также некоторыми другими авторами. Согласно этой теории, потребность семьи и личности в детях уменьшается в результате социально-экономичес­кого развития общества.

 

Для основанного на натуральном хозяйстве аграр­ного общества, в котором мало применялся наем­ный труд, а следовательно, товарно-денежные от­ношения были развиты слабо и не существовало никакой системы социального обеспечения, эконо­мически целесообразными были расширенные мно­годетные семьи, состоящие из трех поколений и основанные на практически нерасторжимых бра­ках. Эти семьи и преобладали в подобных обще­ствах.

 

Однако с течением дальнейших социально-экономических изменений в обществе такой тип се­мьи постепенно утрачивает свою целесообразность. Огромные массы сельских жителей переселяются в города, члены семей (в том числе и женщины) пере­ходят от домашнего хозяйства к работе по найму вне дома - все это лишает семью производственной функции. Из-за длительных сроков учебы дети остаются иждивенцами родителей до 18-20 и более лет.

 

Появление самостоятельных заработков у жен­щин побуждает их резко ограничивать число детей, чтобы не терять доходы. Кроме того, экономически состоятельные женщины легче, чем домохозяйки, решаются на развод, т.к. способны материально обеспечить себя и своих детей.

 

Создание системы социального обеспечения ве­дет к тому, что люди уже не видят в детях будущих кормильцев в старости. У женщин зарплата, а сле­довательно, и пенсия тем больше, чем меньше у них было перерывов в трудовой деятельности из-за не­обходимости ухода за маленькими детьми! Эти пе­рерывы ведут к потере квалификации и мешают карьере. Пенсии делают пожилых людей независи­мыми от детей и способствуют нуклеаризации се­мей - т.е. разделению поколений.

 

Я, как педагог каждый день сталкиваюсь с про­блемами института семьи. Эта проблема называет­ся - ребенок. Сегодня в семье, в ребёнка не закла­дываются начальные основы интеллигентности. И поэтому ребёнок, выпущенный в свет, зачастую, предоставлен сам себе. Сколько детей, оставленных на попечение дедушек, бабушек, теток и про­чих знакомых, т.к. их родители уехали за границу на зароботки? Сколько семей, живущих с моралью: «я отправила ребенка в первом классе в школу, те­перь его воспитывайте минимум 9 лет, так как я сама с ним не справляюсь» (уже в 7 лет?). И эти при­меры, сплошь и рядом не только в городских шко­лах, но, как ни странно, и в сельских. Как часто нам, педагогам, приходится слышать от родителей высказывания: «мое дело - ребёнка накормить и одеть». Вы же должны учить. Но ребенок, привык­ший к полной безответственности в семье, продол­жает подобные действия в школе и обществе. И пе­дагог, к сожалению, является самым беспомощным и незащищенным в данной ситуации. Так как он самый бесправный. Он ни на что не имеет права. Это, в свою очередь, говорит о несовершенности си­стемы образования в государстве. И на государ­ственном уровне нужно обязательно проводить ра­боту с семьей. Пока в семье будут думать: как вы­жить? - ни о каком демографическом изменении в государстве, а также успешном воспитании подрас­тающего поколения не может быть и речи. И одним энтузиазмом со стороны педагогов нельзя обойтись, как и нельзя этим злоупотреблять. Так как дети этих самых педагогов, к сожалению, тоже попада­ют в это число недосмотренных.

 

Успех христианской миссии на селе: как в количе­стве, вообще, прихожан, так и в количестве, прежде всего, молодых и образованных прихожан. Атеи­стов в настоящее время почти нет, то есть, очень мало, практически все сельское население испове­дует христианство, с огромным уважением отно­сится к Церкви и к ее служителям. Казалось, что, вот-вот, эти христиане начнут наполнять храм. И вот тут-то мы сталкиваемся с тем, что сельская ин­теллигенция, даже понимая и принимая Веру, как правило, в храм не идет (конечно, есть исключе­ния). Почему?

 

Для постижения основ христианского вероучения необходима или простота сердца, или очень высо­кий образовательный и интеллектуальный уро­вень, каковые на селе практически не встречаются. После десятилетий государственного атеизма и за­прета на инакомыслие, каждый, кто придет в храм и поставит свещу (если он вдруг решится расстать­ся со своим драгоценным временем), дома обречен на равнодушие к своему поступку. Он не получает ободрения в совершенном поступке. Что для начи­нающего очень важно. У начинающего посещать храм мало внутренней мотивации на совершение подобных поступков и ему очень необходима под­держка его родных. К сожалению, лишь трагедии, беды, горести приводят молодежь со «средненьким» образованием в Церковь. Поэтому, при каждом хра­ме должна существовать воскресная школа, и, в первую очередь, для молодых семей, и семей вооб­ще. Посещая ее, у них начнет проявляться интерес к вере, а следовательно, и мотивация посещать храм не только в одиночку, но и всей семьёй.

 

Таким образом, в настоящий момент мы видим задачу христианской миссии в сельской местности не только в распространении христианского уче­ния, но и в возрождении деревни на основе тради­ционных для русских, древлеправославных нравст­венных устоев.
 
Георгий Замараев, магистр педагогики, головщик Екабпилсской Поморской  общины
 
Выступление на конференции по случаю 180-летия Энджельской старообрядческой общины, 10 июня 2007 года
 
Поморский вестник, 2008, № 21

 

Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1009 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]