Свое слово о сохранении сельских храмов, а точнее приходов, хочу начать немного с другой стороны.
К сожалению, последствия насаждавшегося в течении нескольких поколений атеистического мировоззрения еще очень долго будут сказываться на жизни нашего общества. Общество только теперь начинает осознавать, как безжалостно оно было обобрано в духовно-нравственном отношении, сколь много утрачено из бесценного наследия прежних поколений. Тем не менее, всё больше людей находят дорогу к Богу, дорогу к храму. Десять лет назад скептики еще могли говорить о том, что массовый приход людей в Церковь есть всего лишь дань моде, но ныне мы можем свидетельствовать о серьезности этого процесса. Народ обращается к вере, но, к сожалению, не связывает свою личную жизнь с Церковью. Посещение службы в семье до сих пор планируется как поход на какое-то мероприятие. Храм еще не стал неотделимым составляющим жизни этих молодых, пришедших к вере людей. Зачастую они активно участвуют в социальной, благотворительной, реставрационной, образовательной и иных видах общественного служения своих приходов. Но кто приходит на службу в воскресенье?
Приходы, которые сохранились в годы государственного атеизма, благодаря бабушкам, постоянно и терпеливо не позволявшим зарости тропинкам к родному храму, и сейчас, отнюдь, не процветают. В городских приходах картина тоже не очень поменялась. По-прежнему, основные прихожане храма -люди предпенсионного и пенсионного возраста. Не встретить, к сожалению, в храме на службе семьи вместе с детьми, чего нельзя сказать о католических приходах и приходах других конфессий.
Если говорить о конкретных усилиях, направленных на возрождение сельских приходов, то, в первую очередь, необходимо восстанавливать полнокровную жизнь. Разносторонняя деятельность неизбежно окажет положительное воздействие на весь строй жизни и отношений живущих на селе людей. Имеется немало достоверных свидетельств того, как через возвращение к Церкви люди освобождаются от губивших пороков, находят решение тяжелых проблем, обретают смысл жизни и труда. В своей подвижнической деятельности служители Церкви призваны взаимодействовать с сельскими учителями, врачами, работниками культуры. От совместных усилий этих людей в немалой степени зависит сегодняшнее выживание и завтрашнее процветание деревень и сел. Один из факторов и показателей процветания села - увеличение рождаемости. Поэтому, в первую очередь, надо начинать с СЕМЬИ.
То, что институт семьи находится в состоянии глубокого и жестокого кризиса, давно не вызывает сомнений не только у специалистов, но и у самой широкой общественности. Более того, это утверждение превратилось в клише, а различные политические силы активно эксплуатируют его в своих предвыборных и идеологических целях.
Важно понять, в чем причина нынешнего кризиса семьи. Необходимо выяснить, переживает ли институт семьи временный (пусть и черезвычайно острый и глубокий) кризис, который будет преодолен в ближайшее время с наступлением эпохи, которая придет на смену безвременью постмодерна, или же кризис института семьи носит фундаментальный характер и с неизбежностью приведет к постепенному отмиранию этого института? Обе точки зрения имеют достаточное количество приверженцев, и сложно сказать, какая из них более популярна. Беда в том, что проблемы семьи зачастую становятся предметом откровенных, порой абсолютно безграмотных, спекуляций и кликушеств.
Если рассмотреть «сухой остаток» большинства теорий семьи, то выходит, что кризис семьи происходит из-за того, что переживают кризис семейная мораль, психология семейной жизни, культура семейных отношений или семейные ценности. С логической точки зрения, это то же самое, что на вопрос: «почему дерево горит?» - ответить: «потому что оно горючий материал».
Абсолютно доминирует экономическая теория кризиса семьи. Теория исторического уменьшения потребности личности в детях.
Эта теория разработана В. А. Борисовым, А. И. Антоновым, и (в ином варианте) Л. Е. Дарским, а также некоторыми другими авторами. Согласно этой теории, потребность семьи и личности в детях уменьшается в результате социально-экономического развития общества.
Для основанного на натуральном хозяйстве аграрного общества, в котором мало применялся наемный труд, а следовательно, товарно-денежные отношения были развиты слабо и не существовало никакой системы социального обеспечения, экономически целесообразными были расширенные многодетные семьи, состоящие из трех поколений и основанные на практически нерасторжимых браках. Эти семьи и преобладали в подобных обществах.
Однако с течением дальнейших социально-экономических изменений в обществе такой тип семьи постепенно утрачивает свою целесообразность. Огромные массы сельских жителей переселяются в города, члены семей (в том числе и женщины) переходят от домашнего хозяйства к работе по найму вне дома - все это лишает семью производственной функции. Из-за длительных сроков учебы дети остаются иждивенцами родителей до 18-20 и более лет.
Появление самостоятельных заработков у женщин побуждает их резко ограничивать число детей, чтобы не терять доходы. Кроме того, экономически состоятельные женщины легче, чем домохозяйки, решаются на развод, т.к. способны материально обеспечить себя и своих детей.
Создание системы социального обеспечения ведет к тому, что люди уже не видят в детях будущих кормильцев в старости. У женщин зарплата, а следовательно, и пенсия тем больше, чем меньше у них было перерывов в трудовой деятельности из-за необходимости ухода за маленькими детьми! Эти перерывы ведут к потере квалификации и мешают карьере. Пенсии делают пожилых людей независимыми от детей и способствуют нуклеаризации семей - т.е. разделению поколений.
Я, как педагог каждый день сталкиваюсь с проблемами института семьи. Эта проблема называется - ребенок. Сегодня в семье, в ребёнка не закладываются начальные основы интеллигентности. И поэтому ребёнок, выпущенный в свет, зачастую, предоставлен сам себе. Сколько детей, оставленных на попечение дедушек, бабушек, теток и прочих знакомых, т.к. их родители уехали за границу на зароботки? Сколько семей, живущих с моралью: «я отправила ребенка в первом классе в школу, теперь его воспитывайте минимум 9 лет, так как я сама с ним не справляюсь» (уже в 7 лет?). И эти примеры, сплошь и рядом не только в городских школах, но, как ни странно, и в сельских. Как часто нам, педагогам, приходится слышать от родителей высказывания: «мое дело - ребёнка накормить и одеть». Вы же должны учить. Но ребенок, привыкший к полной безответственности в семье, продолжает подобные действия в школе и обществе. И педагог, к сожалению, является самым беспомощным и незащищенным в данной ситуации. Так как он самый бесправный. Он ни на что не имеет права. Это, в свою очередь, говорит о несовершенности системы образования в государстве. И на государственном уровне нужно обязательно проводить работу с семьей. Пока в семье будут думать: как выжить? - ни о каком демографическом изменении в государстве, а также успешном воспитании подрастающего поколения не может быть и речи. И одним энтузиазмом со стороны педагогов нельзя обойтись, как и нельзя этим злоупотреблять. Так как дети этих самых педагогов, к сожалению, тоже попадают в это число недосмотренных.
Успех христианской миссии на селе: как в количестве, вообще, прихожан, так и в количестве, прежде всего, молодых и образованных прихожан. Атеистов в настоящее время почти нет, то есть, очень мало, практически все сельское население исповедует христианство, с огромным уважением относится к Церкви и к ее служителям. Казалось, что, вот-вот, эти христиане начнут наполнять храм. И вот тут-то мы сталкиваемся с тем, что сельская интеллигенция, даже понимая и принимая Веру, как правило, в храм не идет (конечно, есть исключения). Почему?
Для постижения основ христианского вероучения необходима или простота сердца, или очень высокий образовательный и интеллектуальный уровень, каковые на селе практически не встречаются. После десятилетий государственного атеизма и запрета на инакомыслие, каждый, кто придет в храм и поставит свещу (если он вдруг решится расстаться со своим драгоценным временем), дома обречен на равнодушие к своему поступку. Он не получает ободрения в совершенном поступке. Что для начинающего очень важно. У начинающего посещать храм мало внутренней мотивации на совершение подобных поступков и ему очень необходима поддержка его родных. К сожалению, лишь трагедии, беды, горести приводят молодежь со «средненьким» образованием в Церковь. Поэтому, при каждом храме должна существовать воскресная школа, и, в первую очередь, для молодых семей, и семей вообще. Посещая ее, у них начнет проявляться интерес к вере, а следовательно, и мотивация посещать храм не только в одиночку, но и всей семьёй.
Таким образом, в настоящий момент мы видим задачу христианской миссии в сельской местности не только в распространении христианского учения, но и в возрождении деревни на основе традиционных для русских, древлеправославных нравственных устоев.
Георгий Замараев, магистр педагогики, головщик Екабпилсской Поморской общины
Выступление на конференции по случаю 180-летия Энджельской старообрядческой общины, 10 июня 2007 года
Поморский вестник, 2008, № 21
|