10 сентября в Московской митрополии раздался неожиданный звонок из села Селезнево Рязанской области. Звонила казначей общины, Котова Татьяна Васильевна: «Мы назначили на 14 сентября собрание общины, очень важное для всех нас. И просим, чтобы были представители митрополии. Это очень важно!»
Итак – рязанское село Селезнево: что мы знаем о нем? Прежде, чем вникать в сегодняшние проблемы прихода Покровского храма, давайте сделаем небольшой исторический экскурс…
Это старообрядческое село имеет давнюю историю, восходящую к середине XIX века. Как вспоминают старожилы, когда по повелению Николая I зарубежным старообрядцам было позволено возвратиться на Родину, им были обещаны некоторые права. Вовсе не многие старообрядцы решились положиться на эту монаршую милость, но село Селезнево основала именно группа возвратившихся из Буковины российских изгнанников. Все они были поповцами, и после 1846 года с радостью приняли Белокриницкое священство. Вскоре, однако, в старообрядчестве произошел раздор из-за Окружного послания, и село Селезнево не избежало горестных последствий этого явления: в то время в селе возникла «неокружная» община, которая устроила свою, отдельную, моленную.
В начале XX столетия в Селезневе построили новый, уютный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, торжественное освящение которого состоялось в 1911 году. Освящали храм епископ Александр (Богатенков), Рязанский и Егорьевский, и приехавший из Белой Криницы митрополит Макарий. В те годы упоминание о селе Селезневе, как об одном из активных приходов Рязанской и Егорьевской епархии, неоднократно встречается на страницах старообрядческой прессы. Постепенно стали возвращаться в Церковь и раздорствующие, но самые упорные из них вплоть до 30-х годов оставались в противлении Церкви и молились отдельно.
В годы богоборческой власти прихожане смогли отстоять свой храм от разрушения и сберегли его убранство, а вскоре по окончании Великой Отечественной войны возобновили регистрацию церковной общины, и духовная жизнь в Селезневе приняла положенный порядок. Одна беда – этот, ставший немногочисленным, сельский приход на протяжении нескольких десятилетий долго не имел постоянного священника, что вызывало естественную грусть у прихожан.
Отрадное для всех, и прежде всего – для жителей с. Селезнево событие произошло в декабре 2004 года, когда м. Андриан определил к местному храму постоянного священника, иерея Александра Черногора. Такая радость пришла к селянам впервые за три десятилетия! И хотя его проповеди были для многих непонятны, а учрежденные батюшкой неспешные ночные «всенощные бдения», по 12-14 часов к ряду с небольшими перерывами, нашли не многих приверженцев, однако непритязательный к жизненным условиям и не ленивый на молитву, он пришелся по душе жителям села. К тому же богослужения и требы совершались регулярно, а это всегда приятно прихожанам. А еще к селезневскому молитвеннику все чаще стали наезжать богомольцы из Москвы и Рязани, где, конечно, невозможно было увидеть такой «эксклюзив», - и вместе с их участием храм стал помаленьку наполняться, оживать. И все радовались и благодарили Бога за новое дыхание ветшающего прихода.
Но вот в ноябре 2007 года малоизвестное село Селезнево вдруг попадает в центр общественного внимания: из интернет-публикаций становится известно о том, будто прихожане общины поддержали своего священника, о.Александра Черногора, в его намерении прервать молитвенное общение с Русской Православной Старообрядческой Церковью! Многим тогда это известие показалось странным и непонятным: как же так – община с почти двухвековыми традициями духовной жизни, и вдруг – так легко оторвалась от матери-Церкви, пренебрегла соборным разумом, уклонилась в раздор… И хотя вскоре стало известно, что поддержали бунтарский порыв о.Черногора далеко не все его прихожане, но все равно – стало ясно, что селезневская идиллия закончилась, и появилось чувство горького непонимания.
18 ноября в село Селезнево из Москвы была направлена комиссия в составе о. Алексея Михеева, эконома Московской епархии, и о. Александра Маслова (г. Рязань), поскольку он в недавнем прошлом окормлял этот приход. Комиссии было поручено встретиться с прихожанами и разобраться в сложившейся ситуации. Прибыв на место, представители Митрополии встретили здесь многих московских знакомых – Игоря Важенина, Евгению Сенченко и других, которые вместе с самим о. Александром теперь выступали – как полноправные члены Селезневской общины, от лица и вместо неречистых жителей села, которых и было-то на собрании всего четверо… Это шумное собрание завершилось констатацией того, что о. Александр готов вернуться под омофор митрополита Корнилия только при условии, что тот «официально подтвердит неспасительность никонианской церкви и анафематствует ереси», и что о.Александр готов сам прибыть в митрополию или принять участие в других контактах – для разрешения сложившейся ситуации. Все это происходило при молчаливом присутствии местных прихожан и при горячей «поддержке» приехавших на собрание москвичей… В такой ситуации мнение прихода почти не обнаружилось, однако было видно, что многие уважают своего священника – о. Александра, и готовы за ним – «хоть на край света». (И ведь в дальнейшем почти так и получилось! Почти что «на краю света» только и опомнились…)
На этом собрание общины завершилось, и, слегка смущенные его результатом, оо. Алексей и Александр отправились докладывать его итоги митрополиту Корнилию. На состоявшемся в Митрополии совещании были заслушаны их доклады и, слава Богу, было принято решение проявить терпение и снисхождение к прихожанам и, в первую очередь, к главному селезневскому бунтарю, о. Александру Черногору. Так создалась и на некоторое время зафиксировалась ситуация, когда Московская Митрополия смиренно терпела этот очаг раздора «у себя под боком», и не предпринимала никаких насильственных действий. Всего же за прошедший год тема Селезнева еще дважды становилась объектом внимания проходивших на Рогожском заседаний Совета Митрополии, однако позиция Церкви в отношении Селезневских бунтарей оставалась прежней – выжидательной: «Будем молиться, а там – что Бог даст».
В начале весны митрополит Корнилий поручил побывать в Селезневе и встретиться с прихожанами о. Евгению Чунину - для обсуждения возможных путей «разрешения сложившейся ситуации» (как и было сказано в протоколе собрания общины от 18 ноября). Чтобы согласовать такую поездку, долгое время пришлось разыскивать о.Александра по телефону – его не было в селе. Когда же, наконец, он возвратился, и, созвонившись с Москвой, услышал о поручении митрополита – его ответ был предельно лаконичен – «Никакая такая встреча не нужна, и приезжать в Селезнево незачем». А как же «поиск путей выхода», как же диалог? – Нет, сейчас ничего не нужно ! – решительно ответил о.Александр от лица всего прихода. И встреча так и не состоялась – прихожане с. Селезнево даже и не узнали о таком предложении Митрополии. Было это уже в конце Великого поста.
Но вот вскоре пришла Пасха, а за нею – Неделя святых Жен-Мироносиц. И вот, на время отключившись от раздорнических проблем и занимаясь другими церковными вопросами, мы вдруг узнаем, что наш любезный о.Александр Черногор, возвращаясь из очередного путешествия, заблудился в Москве и случайно забрел на Рогожское, в самое логово «корнилиан». А в руках у него – тоже, конечно, случайно – оказалась сумочка со свежеизданной брошюркой «Набатъ», которую он – наверное, сам не замечая того – стал раздавать направо и налево среди идущих на молитву в храм старообрядцев… Эту «случайную» развед-вылазку селезневского подпольщика заметили некоторые рогожские прихожане, а именно – казаки из Рогожской станицы, и вежливо спросили – какие такие подарки к празднику раздает среди богомольцев о.Александр? А тот – заперся почему-то, и не стал показывать… Ну, короче, казаки – люди настойчивые, попросили еще, а потом - сами решили заглянуть в его сумочку… Да и изъяли обнаруженные в ней клеветнические брошюрки – как антицерковный материал, приготовленный для подпольного распространения. К тому же – без благословения, да еще на территории духовного центра РПСЦ!
Ну, а о.Александр обиделся на них очень-очень сильно, и потом еще долго гудел интернет, обсуждая факт разбойного нападения рогожских казаков на беззащитно-безответного батюшку Александра, по своей искренней незлобивости решившего заглянуть в Москву на праздник к Митрополиту… А его – да казаками!!!
Незаметно, месяц за месяцем, в переживаниях и беспокойствах прошел почти целый год…
И вот, наконец, мы в Селезнево - беседуем с прихожанами (собрание еще не началось), и из их рассказов, а так же выступлений, прозвучавших позже на собрании, постепенно открылась, поистине, драматичная картина переживаний и размышлений жителей села за минувший год - год их жизни в отрыве от Московской митрополии.
Да, уж прошедший год точно не был для прихожан спокойным: чуть ли не каждую неделю их ждали какие-то новости, одна удивительнее другой.
Началось все с потрясающего откровения о. Александра Черногора, что митрополит Корнилий, де, впал в страшные ереси и предал старообрядчество, и поэтому все настоящие старообрядцы от него отделились…
Потом пришло извещение из Московской Митрополии о том, что, на самом деле, наоборот, о. Александр сам запрещен в священнослужении Архиерейским Собором, и теперь не имеет права священнодействовать (на это о.Александр искренне объяснил прихожанам, что запретили его неправильно, и поэтому священнодействовать он может!).
То вдруг о. Александр объявляет о том, что вот, в ближайшее воскресенье митрополит Корнилий приедет в Селезнево – каяться перед прихожанами в своих ересях… (Ждали – не дождались, а митрополит-то, оказывается, и не слышал ничего об этом ожидании, и никому ничего не обещал!)
То – приходит известие о том, что вскоре в Селезнево состоится съезд всех истинных древлеправославных христиан со всего мира!
То приезжие москвичи рассказали, что они прослышали о готовящемся захвате Селезневского храма – вот, де, приедет ночью митрополит Корнилий со своими попами да казаками, и всех вас тут похватают а, может быть, даже и убьют!
То инок Алимпий торжественно сообщает, что приход Селезнево вскоре будет «столицей» какой-то новой церковной организации, именуемой «ДЦХ БИ» и – одновременно – резиденцией московского епископа, владыки Германа!
То сам Его Преосвященство епископ Герман «Московский» пожаловал в Селезнево на жительство, и скромно поселился во второй половине церковной сторожки.
То – инок Алимпий обращается к прихожанам с предложением – оформить у нотариуса «официальный отказ» от Московской митрополии (это предложение, надо сказать, серьезно насторожило прихожан, и желающих поставить свою подпись под подобным отказом не нашлось).
То – прилетело сообщение о готовящейся встрече с владыкой Леонтием, которая должна состояться в Белой Кринице (встрече, на которой предполагалось добиться признания ДЦХ как автокефалии под властью старообрядческой митрополии в Румынии).
А потом уже сам епископ Герман стал с горечью упрекать своих бывших сотоварищей – инока Алимпия и о. Александра Черногора - в том, что они втянули его в аферу (которую он даже назвал «алимпиевщиной»), и теперь ему надо искать выходы из создавшейся непростой ситуации.
А вскоре из Белой Криницы прилетел слух о том, что епископ Герман будто бы теперь уже сам отвергся Церкви Христовой, совершенно вышел из послушания о. Александра и инока Алимпия, и поэтому теперь не может быть архипастырем для прихожан Селезнева…
Ну, а самые последние известия и вовсе ошеломили и озадачили простых поселян. В сентябре прихожане заметили, что из храма пропадает заготовленное кровельное железо. Возмущенные прихожане 7 сентября собрались на собрание, пригласили и о. Александра, и стали разбираться – куда же пропало церковное железо? Правда, в милицию подавать заявление прихожане все-таки не пожелали… А о. Александр, хотя по-настоящему и не покаялся, но факт самовольства признал, и на следующий день возвратил в церковь полтора десятка листов кровельного железа. Где же «осели» остальные листы – прихожанам до сих пор неизвестно.
А еще через день – 9 сентября – прихожане стали свидетелями события, поистине, поразительного. Смиренный селезневский молитвенник и страдалец за правое дело, о. Александр Черногор, постарался решительным способом восстановить свой пошатнувшийся авторитет и избавиться от возникшего конкурента. Для этой цели он пригласил в Селезнево для наведения порядка местного участкового инспектора и, вызвав из кельи епископа Германа, обратился к участковому со скромной просьбой: «Вот он (показывая на владыку) тут нарушает общественный порядок и баламутит местное население; его надо поскорее выдворить из села!…» А участковый инспектор в недоумении переводил взгляд со смиренно стоящего перед ним в рясе и мантии высокого худого епископа на невысокого батюшку в помятом плаще, с нервно трясущейся бородкой и бегающими глазами, и, видимо, размышлял – зачем я только ввязался в эти разборки между попами? Тем временем к церковной сторожке подоспели некоторые жители села, и, стоя неподалеку, наблюдали эту умилительную картину восстановления попранной законности.
Отец Александр же, заметив на лице местного блюстителя порядка досадную нерешительность, пустил в ход свой главный аргумент: «Да-да! И паспорт, паспорт у него проверьте! Потому что живет он тут без регистрации, а это – большое нарушение законов!»
Участковый инспектор нехотя проверил у владыки паспорт (тот же засвидетельствовал, что он здесь находится временно, в гостях, и что, если нужно – его зарегистрируют кто-то из прихожан), и больше вопросов у милиционера не было: он отдал паспорт, повернулся и медленно отправился назад. Тогда о. Александр, на грани отчаяния, взмолился уже к самому епископу Герману: «Владыка, прошу, собирай вещи! Мы дадим тебе денег, машину подадим, - поезжай, куда захочешь»… Но владыка не удостоил о.Александра ответом, и молча возвратился к себе в келью, оставив вконец растерянного батюшку на крыльце сторожки.
И вот только тогда прихожане, наконец, поняли, что как-то неправильно, не в ту сторону течет духовная жизнь в селе Селезнево. И тогда они приняли свое собственное решение - созвать еще одно, большое и важное собрание общины, и обязательно пригласить на него представителей Московской старообрядческой митрополии, и разобраться – как им дальше жить?
Вот после всех этих событий в Московской митрополии и раздался тот самый звонок из Селезнева.
По просьбе о. Алексея Михеева, эконома Московской епархии, на это собрание направился управляющий делами Московской Митрополии протоиерей Евгений Чунин вместе с юрисконсультом – Павлом Коробейниковым.
На следующий день подробности о собрании появились на сайте РПСЦ (http://www.rpsc.ru/version/index.php). Правда, при более четком подсчете имен по черновому протокольному списку оказалось, что «за» митрополию проголосовало не 17, а даже 19 прихожан (двое подошли на собрание уже после его начала) – против же, как и сообщалось, 7 голосов. Ну да ладно! Все-таки данная неточность сути принятого общиной решения не меняет.
Результаты этого собрания первым почувствовал на себе, пожалуй, владыка Герман «Московский» - Предстоятель ДЦХ БИ. Только что выйдя из храма после собрания, о. Черногор решительно потребовал у него возвратить ноутбук (ранее подаренный тому о.Елисеем – но, как теперь прояснилось, данный во временное пользование), а так же – вернуть 20 тыс. рублей, переданных епископу Герману на поездку в Белую Криницу – («Так я же съездил туда, и деньги эти израсходовал!» - пытался оправдаться Его Преосвященство. «А ты неправильно съездил, и потому – должен эти деньги вернуть» - не отступал Черногор.) Не знаю, как уж с деньгами – может, что из личных вещей архиерея продадут в возмещение долга, а вот ноутбук забрали у него тут же.
Чувствуя, что ближайшее время будет для него нелегким, епископ Герман сразу по окончании собрания обратился к членам общины с просьбой – позволить ему остаться в занимаемой им комнате церковной сторожки до грядущего Освященного Собора (назначенного на середину октября). И члены общины позволили ему это – при условии, что владыка теперь будет молиться только келейно (как разорвавший молитвенное единство с Московской митрополией), и не будет приходить в Покровский храм.
* * *
Похоже, что за прошедший год местные прихожане все-таки смогли почувствовать, разобраться, убедиться, что же такое произошло в нашей Церкви, и кто есть кто – среди участников произошедших событий. Поэтому состоявшееся 14 сентября собрание общины – это тот непростой итог, к которому сегодня пришло старообрядческое село Селезнево после годичных духовных испытаний: община Покровского храма абсолютным большинством голосов подтвердила свою принадлежность Русской Православной Старообрядческой Церкви.
И слава Богу за то!
Протоиерей Евгений Чунин |